Октябрь | Библиотека | Мальта для всех!

Октябрь | Библиотека | Мальта для всех!

80
0

Рассказ в десяти письмах


Содержание:


  • Введение в эпистолярий
  • Первое письмо
  • Второе письмо
  • Третье письмо
  • Четвёртое письмо
  • Пятое письмо
  • Шестое письмо
  • Седьмое письмо
  • Восьмое письмо
  • Девятое письмо
  • Десятое письмо, неотправленное


Введение в эпистолярий

Это был наш третий визит на Мальту. Первые два мы совершили годом раньше – летом и зимой 1997-го. Кто был на Мальте, тот поймёт – нам хотелось ещё! И обстоятельства сложились так, что мы смогли осуществить свою мечту следующей осенью, в Октябре месяце.


Настоящий рассказ составлен из писем, которые мы писали в Русский клуб любителей Мальты прямо по горячим следам событий, в них описываемых. Эти письма практически не претерпели изменений, за исключением, разве что, нескольких орфографических поправок. Они и сейчас доступны в своём первозданном виде в Открытом Форуме данного Клуба (вот ссылки по номерам –
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9
) вместе с репликами на них. Десятое письмо не было отправлено в Клуб, так как оно завершалось уже после возвращения в Россию специально для данного рассказа. Мы также позволили себе для пущей наглядности проиллюстрировать это повествование собственными фотографиями, которые мы нерегулярно делали во время нашего путешествия.

Итак –


Первое письмо (SPr & MEP3ABKA, 2-3 октября)

Ну, привет!

Вот мы и приехали, наконец! Случилось это вчера, в 5 вечера по местному времени. Жуткие облака, курс лиры невыгодный, но море (как мы сегодня проверили) тёплое, а Kinnie по-прежнему воскрешает. 😉

По приезде сразу пошли в Paceville ужинать, так как в доме было шаром кати. Случайно нашли великолепный ресторанчик, который как-то ускользал от нашего внимания прежде. Такой пиццы мы точно никогда не пробовали! Там мы, кстати, впервые и выпили Kinnie в этот приезд, так как автомат на улице отказался принять монету в 50 центов, а в 19-30 уже все магазины закрыты, как известно ;(

Кстати, насчёт Kinnie. С момента нашего предыдущего визита в декабре прошлого года дизайн этикеток претерпел качественные изменения – появилось некое подобие эмбоссирования 😉 Но на вкусе, слава богу, это никак не отразилось!

Итак, после ресторана мы отправились в знаменитый и любимый Piece of Cake – купили торт на завтрак. Затем полчаса, если не больше, прождали автобуса и – восвояси.

Сегодня был день покупок. Магазины излазили сверху донизу и отметили про себя, что они стали в чём-то хуже. Сказывается межсезонье, наверно… В общем, всё нормально, еды всё равно купили вагон, и хлеб всё такой же, с чумовейшей коркой!

Днём ходили в Pembroke к морю. Море сказочное, сегодня штормило, волны высотой в полтора метра… класс! Отлично искупались.

Вернувшись, уговорили ещё литр Kinnie, после чего начали дозваниваться до провайдера. Заняло это часа два ;( , но вот мы у цели!

Теперь скромная программа на будущее – попасть на Фесту, а то за оба предыдущих визита мы так и не подбили себя на это. Дело осложняется тем, что в октябре фест практически нет, так что мы находимся в спешных поисках маленьких деревушек, где ещё можно застать сие праздненство. Однако тут пробежала инфо, что завтра Феста в Слиме – проверим и, если подтвердится, посетим!

В общем, всё ещё впереди, бум надеяться! Так что ждите новых отчётиков 😉

Всегда ваши
SPr & MEP3ABKA


Второе письмо (SPr, 4-5 октября)

Привет!

Итак, в воскресенье мы поехали в Слиму якобы на фесту 😉 Информация была найдена в интернете на известном сайте «www.tourism.org.mt». Теперь – печально известном, ибо фесты там не оказалось. Но, собственно, хрен с ней, с фестой. Мы так задушевно прошлись по Слиме, по таким её улочкам, где доселе не бывали. В общем, открыли для себя этот город с другой стороны, более тихой и нефешенебельной 😉 Я много там наснимал на видео, так что когда вернусь – соберёмся, посмотрим.

Затем мы воплотили мечту Саши Залётова – посетили ресторан «Pastamania». В августе прошлого года, когда он ездил, там было битком, а сейчас полно мест, мы слопали по тарелке разных паст (я ел равиолли, а Милка непонятно что в соусе из трёх сыров) и выпили по стакану, естественно, Kinnie. У них отдельное вегетарианское меню, что заметно облегчило жизнь. Ситуацию делает пикантной тот факт, что денег с собой было всего-то 2 лиры, а ужин обошёлся в 5. В общем, оставалось уповать на карточки, а после известных событий на родине, были сомнения в том, что всё пройдёт гладко. Тем не менее, мою Maestro распрекрасно авторизовали, так что всё закончилось хорошо 😉 Нами была подмечена одна особенность этого заведения – там делают всё от них зависящее, чтобы им не дали на чай: заказ принимает один человек, блюда приносит другой, счёт третий 😉

Затем мы пошли смотреть на уток в St.Julians. Это одно из наших любимых мест здесь (наряду с Gozo и Manoel Island). Потом дух исследователей повлёк нас на задворки Пачвилля, в район отеля Cavalieri (или как там его.. ;), там наша нога тоже до этого момента не ступала, как ни странно. В общем, узнали много всего нового. Обратно ехали на 671, он идёт через Pembroke, по клёвым местам. А если добавить к этому тот факт, что уже был глубокий вечер, то становится видно, что поездка была запоминающейся! 😉 Кстати, по возвращении я отметил про себя тот факт, что наконец наступило то состояние, когда я буквально упился Kinnie! Ах, как не хватает этого дома ;(

Но это было вчера… А сегодня по каналу VH1 «День Queen». Милка в восторге, сидит на диване, тащится… В общем, ящик не выключается. Утром ею были обзвонены все конторы проката машин, которые имеются в Yellow pages, так что примерно понятно, от чего отталкиваться. Завтра, если ничего не изменится, пойдём подыскивать тачку в Paceville. Так что, до новых рассказов!

Кстати, очень приятно читать ваши отзывы! Спасибо!

____________________
wbr
SPr


Третье письмо (SPr, 5-8 октября)

Привет!

Банально проведя понедельник (пляж и TV), во вторник мы прямо с утра ломанулись в Paceville за машиной. Обзвонив накануне ряд прокатных контор, мы сориентировались в плане цен – 5-6 лир с ограниченной страховкой и 7 и выше – с полной. Под конец Милка договорилась с известной местной фирмой Wembleys на 5 и 6.5 соответственно. С этим и ехали. Вернее, с желанием найти дешевле, ну а если нет – то воспользоваться уже имеющимися договорённостями, благо всё находится рядом. В первой конторе не было машин, в другой нам предложили 6 с франшизой в 50 лир – не подошло. В общем, недолго помаявшись, мы набрели на фирму, где, поторговавшись, взяли на две недели НОВУЮ МОДЕЛЬ Ford Fiesta за 5.5 лир в день с полной страховкой. Мы честно полагали, что Ford Fiesta уже несколько лет не выпускается, так что нас, признаться, удивило наличие новой модели этой тачки в природе. Есть, правда, одно сомнение – хотя машину нам представили, как Фиесту, да и в мануале значится это же имя, но из опознавательных знаков на кузове значится только надпись «ENCORE» и никаких других… Дизайн напоминает известный Ford Ka, но построже. Размеры как и у старых Фиест, но «по-модному» скруглённые со всех сторон. В общем, исходя из внешнего вида (а позже – и из поведения) стало ясно, что пола она женского, поэтому любовно была окрещена «девочкой» ;). 5 дверей. Размер движка мы пока не определили, но Милка говорит, что точно больше, чем 1.3 (как на её московском Escort’e), что тоже слегка удивляет, так как Fiesta всю жизнь причислялась к классу миникаров. Она очень «приёмистая» – ломится со светофора со страшной силой. Дороги здесь неплохие, если оживленные, но везде между полей проложены хитрые тропы, узенькие и кочковатые, огороженные с двух сторон характерными каменными изгородями: так вот, по ним наша «девочка» проходила весьма успешно, будучи машинкой маленькой и верткой.

Получив ключи, мы первым делом ломанулись на излюбленный пляж в Pembroke. Проторчав там с час, мы стали постепенно осознавать все радости жизни, которые были нами обретены вместе с тачкой, и решили поехать на противоположный южный берег острова (благо из конца в конец всего-то минут 20-30). Дело в том, что в достаточной степени изучен нами был только север и центр Мальты, а все остальные части оставались практически неисследованными по причине отсутствия приемлемого средства передвижения в предыдущие две поездки, так что теперь безумно хотелось наверстать упущенное! Так и поступили – поехали «просто на юг», куда глаза глядят. На деле это выглядело так – через Qawra попали на трассу, ведущую в Рабат, а миновав этот город направились в Buskett Forest – место, куда очень давно хотелось попасть. Всё-таки настоящий лес – настолько диковинное явление здесь, среди засилия кустов и пальм, что вполне понятно желание самостоятельно убедиться в его наличии (и, может быть, «качестве»). Убедились. Это и впрямь впечатляет – настоящий «оазис в оазисе»! Густые леса и фруктовые сады занимают огромную территорию, мы даже утащили несолько апельсинов, бесхозно валявшихся под деревьями 😉 К этому моменту уже изрядно хотелось есть, но единственное заведение этого рода, расположенное в этих лесах, напоминало советскую столовую в лучших традициях (судя по красноречивым рассказам Алексея Галкина и Игоря Сибирева об их поездках на Гозо, тамошняя «столовка» была чем-то сродни этой). В общем, поесть нам не удалось, и мы, голодные, поехали навстречу краю Земли.

Да, мы на самом деле нашли край Земли. Ничего подобного мы никогда не видели в своей жизни, да и едва ли ещё когда-нибудь увидим. Попав в городок Dingli, поверните на юго-запад, и вы не проедете мимо, так как мимо края Земли трудно проехать! Это чудо носит название Dingli Cliffs, пролегает оно по юго-западному побережью острова. Здесь бессмысленны все описания, ибо они всё равно ничего не скажут. Это надо видеть. Мы сняли всё, что смогли, на камеру. Интересно, передаст ли плёнка те ощущения? – боюсь, что нет…

Медленно выйдя из оцепенения, мы почувствовали желание искупаться. Но какой пляж выбрать, когда для тебя вдруг стали доступны все? Мы выбрали Gnejna Bay – на западе Мальты. Попетляв вокруг Мдины в поисках нужной дороги, а затем проехав по ней через Zebbieh и мальтийский Mgarr (храм которого отчётливо напоминает Mosta Dome), мы достигли цели. Мальтиец в форме указал нам место на платной парковке, взял 50 центов. Позже (в результате нехитрого исследования окрестностей) нами была найдена левая (в буквальном смысле – она находится слева) дикая парковка, на которой, тем не менее, машин было не больше пяти, хотя на платной их стояло десятка 3-4. Всё-таки удивляет стремление местных жителей (а практические все обитатели пляжа таковыми и являлись) к дисциплине. Но всем совет на будущее – если будете посещать Gnejna на машине (а больше его никак и не посетишь ;), то не обращайте внимание на всяких регулировщиков-парковщиков – поезжайте налево и там увидите узенький проезд на бесплатную парковку. Но мы отвлеклись ;))

Итак, пляж. Знаменитая Mellieha ничем не лучше. Забегая вперёд, скажу, что Pretty Bay, который мы посетили на следующий день, был тоже куда симпатичнее набившего оскомину модного песчаного пляжа. Хотя, о вкусах не спорят… Gnejna – абсолютно незаселённое место, здесь нет ни отелей, ни ресторанов, только маленький насыпной песчаный пляж с гладкими каменистыми участками (для тех, кто любит нырять ;), пункт проката водного снаряжения и лотки, торгующие мороженым и бутербродами. Это приятное тихое место. Рекомендуем!

Путь домой пролегал через Мосту. В общем, одно мы поняли по дороге – этот город мы целенаправленно посетим в самом ближайшем времени!

Вечер ознаменовался просмотром двух классических фильмов по TNT – «Arsenic and Old Lace» с Кэри Грантом и Питером Лорра и «Lolita» Стенли Кубрика с Джеймсом Мейсоном. В общем, день был выдающимся во всех отношениях!

Среда началась с очередной поездки за Kinnie в ближайший магазин – купили 2 большие бутылки (это на полдня). Позднее мы, правда, догнались в другом супермаркете, да и по дороге много всяких баров… 😉

А маршрут наш начался с Валлетты. Мы (как послушные люди) припарковались у стен и пошли в город пешком. Дело в том, что нас все подряд долго пугали невозможностью проникнуть внутрь города на машине без специального разрешения. Чуть позже я расскажу, как мы доказали обратное. А пока – все усилия на поиски бывшего подземного железнодорожного вокзала, располагавшегося в Валлетте до начала 30-х годов. На протяжении последних месяцев мы проводили весьма скрупулёзные расследования местонахождения вокзалов и прохождения пути разрушенной железной дороги и вот сегодня получили первый результат! Если всё правильно, то вокзал находился прямо под главными воротами в огромной выбоине в крепостной стене. Сейчас там автомобильная контора и гараж. Пути выходили из этой выбоины на небольшой мост (спасибо Милке, это она разглядела остатки шпал на этом мосту!) и снова уходили в тоннель, от которого ныне сохранился лишь портал.

Затем мы прогулялись по городу и пообедали в Pizza Hut. Ещё раз убедились, что нет ничего лучше Country Feast, мы заказали среднюю порцию, но всё равно оставили два куска из шести несъеденными и взяли их с собой.

Затем мы выехали из парковки и просто поехали не налево (откуда, собственно, прибыли), а направо, и дорога привела нас аккурат к узким и столь запретным улочкам Валлетты! Мы сделали круг почёта, решив про себя, что обязательно как-нибудь выберемся сюда на машине ещё разок, а может и не один! А сейчас наш путь лежал в город Birzebbuga.

Изначально мы, как всегда, ехали куда глаза глядят. Как выяснилось, глядели они на юго-восток. Доехав до аэропорта и проехав вдоль взлётной полосы (она отгорожена от внешнего мира хлипким заборчиком), повернули налево и попали в индустриальную Мальту! То и дело на дороге попадались всяческие фуры и прочие транспортные средства безумных размеров, с обеих сторон дороги высились характерные башни и трубы… но вот мы и у цели. Birzebbuga знаменита своим портом, вокруг него там всё и крутится. Оставив знаменитость позади, мы поехали на пляж Pretty Bay. Расположен он на оживлённой площади города, вокруг очень много магазинчиков, баров и кафе, включая даже некий фаст-фуд a-la MacDonalds неясного местного происхождения. Пляж очень большой во всех отношениях (длинный и широкий). Песок, похоже, естественный, но отсюда и минус – слегка замутнённая вода. Но в целом искупались мы отлично, после чего поехали в Marsaxlokk, рыбацкий городок на востоке острова. По воскресеньям здесь проходит знаменитый рыбный базар, но сегодня – среда, так что город погружён в тишину. Мы вышли у залива, доели остатки пиццы, запивая их Kinnie, который приобрели в ближайшем баре.

Фото: SPr на набережной города Марсашлокк

Дальнейшие наши похождения скорее напоминали блуждания. Мы то и дело теряли дорогу, попадали на неведомые асфальтированные тропы (по-другому просто не скажешь – дорога шириной ровно с машину, огороженная с обеих сторон каменной кладкой; разъехаться со встречным транспортом здесь просто невозможно) и в тупики. Но в конце концов попали ещё в одно потрясное место – залив Hofra L-Kbria, севернее бухты Marsaxlokk, в котором расположены ещё три островка архипелага. Там очень красиво, великолепный прибой, простор открывается сумасшедший, а в одной из скал есть сквозная выбоина по типу Голубого Грота и Azur Window, но поскромнее в размерах.

Оттуда мы поехали домой. Но не всё так просто: заблудившись в очередной раз, мы заехали в какую-то жуткую глушь, долго там петляли, прежде чем попали на трассу, а на следующий день узнали из газет, что в этом районе с утра подстрелили мужика. Стоит заметить, что преступление подобного уровня большая редкость на Мальте, ему отдали первые полосы всех газет, несмотря на то, что жертва ещё жива, хотя пуля попала в лицо. (P.S. Вторые полосы отдали забастовке в России и сносу незаконного строения в Дингли).

Далее наши блуждания продолжились в окрестностях городов Fgura и Paola. Начнём с того, что при въезде на трассу мы увидели на дороге Таврию с правым рулём – вот уж чего мы доселе точно здесь не встречали! Паолу мы проехали дважды вдоль и поперёк, пока не нашли нужный поворот. Затем была Pieta, где мы тоже покружились 😉

В общем, добрались до дому в конце концов!

Четверг начался с того, что Милка поехала заправляться. Мужик из конторы, где мы брали машину, сказал, что надо заливать Normal, но на заправке оказалось, что шланг от Normal попросту не влезает в отверстие бензобака, а подходит от Unleaded, который дешевле. Его и залили. Короче, тут неправильный бензин в любом случае не зальёшь!

После обеда мы поехали в Hagar Qim/Mnajdra и Голубой грот. Начали с мегалитических храмов – вход оказался платным: лира за оба творения, так что мы благополучно посмотрели на них издали и сняли на видео. Благо, они рядом не валяются с Ggantija temples, что на Gozo, а там мы были год назад, так что уже имеем представление об этом виде сооружений.

Фото: MEP3ABKA на фоне острова Филфла (по пути из Hagar Qim в Мнайдру)

Фото: SPr на фоне острова Филфла (по тому же пути)

Далее был Голубой грот, где мы тоже уже были раньше, а сегодня просто заехали по дороге. На лодке к самому гроту опять не плавали (чего мы там не видели! ;), но зато искупались в великолепной прозрачной лазурной воде. Мало того, она здесь даже мягче, чем на остальных пляжах.

Затем решили съездить в самый большой город Мальты – Birkirkara. Ехали через Attard – одно из престижнейших мест для жилья (наряду с Lija). В общем, не совсем ясно, что там такого престижного, город как город, ничего особенного. А в Биркиркаре (или Б’каре, как сокращают мальтийцы) набрели на потрясную модерновую церковь – по архитектуре здание напоминает цирк на Ленинских горах, а внутри всё как положено. Чудно!

Погуляв по городу, решили поехать в знаменитый супермаркет «Day to Day», который также находится в этом городе. Без труда найдя его, мы протащились – там и вправду есть почти всё, а это редкость для Мальты, где супермаркетом с претензией на ассортимент называют мало-мальски приличную лавчонку. Здесь же всё как у людей – огромное здание, любые продукты и, что называется, промтовары 😉 Короче, закупили 2 ящика Kinnie (вышло по 28 центов за большую бутылку) и ещё кучу всякой еды.

Продолжение воспоследует!

____________________
wbr
SPr


Четвёртое письмо (SPr, 8-9 октября)

Привет снова!

Спасибо за пристальное внимание. Нам жутко приятно! Итак, вечер четверга…

Милка решилась на поездку по ночным улицам и мы, поужинав, направились в Paceville. Припарковались прямо при съезде с Regional Road и дальше пошли пешком. Долго раздумывали в какой бар ткнуться за стаканом коктейля, обошли почти все места, но ни одно не подходило – либо музыка была слишком громкая, либо меню левое. Короче, после долгих раздумий пришли к неожиданно простому решению: есть там такой безумный бар, который выходит торцами на две разные улицы, не помню его мальтийское название. Так вот, в прошлый приезд мы заходили туда, но, не дождавшись официанта, свалили. Теперь же к нам подскочил чувак, притащил меню, выбор там нехилый. Милка плюнула на то, что она «за рулём» и заказала некую клубничную алкогольную смесь и холодный кофе с миндалём, а я – шоколадный шейк. Всё очень мило было приправлено чтением местной англоязычной газеты «The Malta Independent». С зимней поры в этом баре появилось ещё одно новшество (кроме расторопных официантов) – это Internet. Целые ряды столиков, за которыми сидят молодые люди и бороздят Web-просторы в – как ни странно – чисто деловых целях, всяческие бумажки разложены по столу, в общем, идёт некая работа. Хотя, конечно, есть и простые сурферы, торчащие в чатах и пишущие электронные письма. Половина терминалов пустует – видимо, подключённые компьютеры не редкость в домах (по статистике, интернетом здесь охвачено около 10000 машин), да и цена, наверное, порядочная.

Уже отправив предыдущую (третью) часть, мы вспомнили, что не разъяснили необходимость покупки двух ящиков Kinnie. Дело в том, что мы всё время охотимся тут за стаканами с символикой этого напитка, мы видели их в Pizza Hut, но в продаже таковых нет. И тут, в этом супермаркете написано, что при покупке 12 бутылок (это как раз 2 ящика по 6) вы получаете два фирменных стакана. Хе, тут грех было не купить, так как мы были на машине, да и цена к тому же оказалась невиданно низкой (как я уже писал, 28 центов за большую литровую бутылку). Кроме того, не приходилось сомневаться в том, что это количество в любом случае будет выпито максимум за неделю, так почему не затариться сразу… 😉 Так что теперь мы достигли ещё одной цели. Ура!

Кстати о нормах – немного предварительных цифр. Сегодня (на 6-й день нашего трёхнедельного пребывания) мы подсчитали, что за этот срок употребили 10 этих самых литровых бутылок Kinnie. Это не считая огромного и не поддающегося никакой статистике количества маленьких бутылок из автоматов и баров, а также просто стаканов в ресторанах. Трудно предугадать, что будет дальше – всплеск или спад, но текущий результат нас устроил. 😉 Здесь тару сдают, так что скоро мы обогатимся – за каждую стекляшку получим по 5 центов! 😉

Но вернёмся к Пачвиллю. Закончив с коктейлями, мы в который раз пошли глазеть на уток в бухту Spinola, что в двух шагах. Утки были, как всегда, великолепны! Насладившись их обществом, мы направились на задворки Пачвилля, ту его часть, что расположена за Pizza Hut, к центру острова. Там тихая глушь, никакого характерного для этого городка «ночного бурления».

Фото: МЕРЗАВКА в телефонной будке на задворках Пачвилля

И снова к предыдущей части – навеяли мысли о тихой глуши. Днём в Биркиркаре мы сперва шли по главной улице, где все магазины и McDonalds, а затем повернули буквально на один квартал вглубь. Жуть!!! Старые дома-развалины, петухи орут, извечный мусор, въевшаяся в воздух вонь, одним словом – трущобы! Это явственно напомнило старые узкие улочки какого-нибудь крымского города, так как дома там тоже строят из похожего камня. И самое смешное, что эти кварталы всего в двух шагах от центрального «проспекта». В эту поездку мы совсем забыли о сохранившейся в Биркиркаре железнодорожной станции, так что наш визит в этот город не был последним 😉

Фото: SPr во время прогулки по задворкам Биркиркары

Пятница прошла под эгидой St.Pauls. Первоначально мы поехали на одноимённые острова. Дорога не доходит до берега в этом месте (вернее доходит, но для проезда по ней уже необходим Jeep Maruti ;), поэтому мы оставили машину наверху, а к воде дошли пешком. Земля там насквозь выжженная, кошмарное впечатление. На берегу не было ни души, причём в радиусе полукилометра, наверное… Какие-то заброшенные хижины, на земле следы джиповских колёс. Спуск к воде абсолютно неприспособлен для купания, но ведь нет таких крепостей!.. 😉 Острова кажутся огромными (это по сравнению с «открытыми» позавчера огрызками на Hofra L-Kbria), берег у них отвесный, а от Мальты они располагаются в пределах 200-300 метров. Милка решила поплыть к ним, а я не рискнул, так как в плавательных способностях отстаю от неё, да и, кроме того, кто-то же должен был фиксировать историческое событие на видеоплёнку! 😉 Итак, не прошло и 15 минут, как милкина нога ступила на неизведанную землю. После исследования берега первого (большого) острова, стало ясно, что забраться на поверхность совсем не просто, ибо, как я уже писал, отвесные стены высотой метров 10-15 зачастую даже нависают над морем. В общем, побродив вокруг этих стен, экспедиция повернула назад. На полпути к ней подплыла появившаяся невесть откуда рыбацкая лодка и стала настойчиво предлагать помощь – Милка говорит, что ей долго пришлось их убеждать в том, что она «окей» 😉 Назад она доплыла быстро, большие волны помогали 🙂

Обедать поехали в Буджиббу. Мы там последний раз были зимой – ничего особо не изменилось, даже погода примерно такая же (сегодня пасмурно весь день и штормит). Обошли без особой цели все сувенирные лавки вокруг главной площади, а затем поели в одном из там же расположенных ресторанчиков (в туалете этого заведения я видела очаровательную крысу! – М.). Заказали несколько нетрадиционное для мальтийских питательных заведений блюдо – Jacket Potato. Это картошка, обильно сдобренная салатом и разноплановым гарниром (Мила брала с сыром, я – с фасолью). Вкусно. По дороге к припаркованной машине купили бутылку красного вина за 38 центов (!)

Затем мы решили устроить пикничок на берегу моря в Пемброке. Там наш любимый каменистый пляж. В 7 вечера на нём уже не было ни души (за исключением нескольких машин вдоль дороги к нему с трахающимися особами внутри ;). Мы закупили большую бутылку Kinnie в местном супермаркете и несколько булок великолепного мальтийского хлеба, их и употребили на камнях. Шторм стоял жуткий, скалистый берег порой накрывало волнами «с головой». Я поснимал чуть-чуть на камеру, но, боюсь, запись ничего не передаст. Понаблюдав за бурей, мне захотелось окунуться в гущу событий (реванш за стояние на берегу около St.Pauls Island) – класс!

Ну вот и всё на сегодня. К тому же, наконец-то, соединился с провайдером!

Так что – до новых встреч!


Пятое письмо (SPr, 10 октября)

Привет!

Суббота – короткий день для всех магазинов, так что с утра мы сделали продуктовый рейд. Непривычно то, что Kinnie мы теперь (после незабываемой оптовой закупки) не приобретаем 😉

Приехав домой, я решил поупражняться в езде на местной пустынной улице. Сперва, выезжая из гаража задом вверх под углом градусов 20, чуть не вмазался в припаркованную машину соседа, буквально сантиметров 5 оставалось. Не успев испугаться возможных было последствий (тачка застрахована-то на Милку), я поехал вперёд, где попал между разъезжающимися машинами. Куда-то интуитивно свернув и умудрившись пропустить их, я наспех припарковался, поднялся в дом и взял с Милки слово не пускать меня больше за руль на Мальте! 😉

Затем я долго и нудно надувал резиновую лодку, а после того, как надул – заклеивал былые «пробоины». Всё-таки меня гложет мысль, что я так и не попал на St.Pauls Islands и – главное – не снял их вблизи на видео, так что у нас назревает новая глобальная экспедиция на эти острова с едой, Kinnie, камерой и прочими атрибутами, которые позволят нам пробыть в отрыве от «большой земли» какое-то время. Для этого и лодка. Мы даже предусмотрели тот случай, когда вода попадёт внутрь, главное – чтобы посудина не перевернулась. 😉 В общем, будем надеяться, что этот план претворится в жизнь!

Пообедав дома (равиоли в грибном бульоне), мы поехали в Ta’Qali, это деревня, где изготавливают и тут же продают всяческие рукодельные предметы (от филиграни до плетёной мебели). Но сегодня суббота, и, как мы предполагали, все «хибары» закрыты. Мы благополучно развернулись и поехали в Мдину: всё-таки надо «отметиться» в древней столице, будучи на Мальте! Кроме того, была ещё одна причина – очередной старый железнодорожный вокзал, расположенный где-то неподалёку от неё. Припарковались у Главных Ворот, а по дороге к ним увидели во рву огромный апельсиновый сад! После того, как мы испробовали то, чем «поживились» в Buskett Gardens, местные апельсины – наша страсть! Но здесь вниз не полезли. 😉

При входе в город были обнаружены безумные толпы туристов и очередь (!) в музей пыток. Кстати, по дороге обратно (а было уже поздно) мы увидели, что дыбу, стоящую при входе в этот музей, убирают на ночь 😉

Просачиваясь среди преимущественно немецких экскурсантов, мы обошли почти все сувенирные лавочки, «прочесали» узкие улочки Мдины и вышли к смотровой площадке. Кто был там, тот помнит, наверно, закреплённые к стенам подзорные трубы, которые начинают работать после того, как в них опустишь 10 центов. Так вот, Милка не пожалела денег, нашла в кошельке требуемую монету, опустила её в щели и… всё 😉 Работоспособность агрегата после получения наличных никак не изменилась. Мы потрясли эту трубу, в результате чего выяснили, что были не первыми, кто обломался, захотев в увеличенном виде разглядеть мальтийские просторы – ёмкость погрохатывала нехилым количеством монет. Как все люди, не желая быть наё#анными, мы взялись за дело – стали жать на все кнопки и трясти эту дрянь во все стороны. Через несколько секунд усилий 10 центов нехотя вывалились на асфальт. Мы решили не останавливаться, и спустя ещё несколько мгновений за первой монетой последовала вторая… Но тут, как назло, стала подтягиваться очередная группа престарелых бюргеров, и врождённая застенчивость не позволила нам твёрдо стать на путь обогащения – мы скромно пошли в сторону следующей подзорной трубы 😉 Она тоже оказалась сломанной, но ровно в противоположную сторону – то есть монеты не отдавала (они даже не звенели внутри ;), но зато выполняла свою прямую функцию – показывала!!! Ну мы насмотрелись нахаляву! ;)) Стоит заметить, раз уж на то пошло, что 10 центов это удовольствие не стоит – видно хреново и наводить на объект трудно.

Насладившись видами, мы пошли искать железнодорожную станцию. Спросили дорогу у некой дамы (стоявшей, почему-то, возле общественного туалета; наверно, работала там), она долго пыталась нас убедить, что железная дорога давно не функционирует и идти к станции незачем ;)) В общем, сказала в итоге куда двигаться, типа туда-то, а там увидите слева калитку. Пройдя через великолепный оливковый сад, мы обогнули Мдину и вышли на другую смотровую площадку: прямо пропасть, слева тоже пропасть и, главное, никаких калиток. Мы стали всматриваться в пространство внизу, и Милка, ткнув куда-то пальцем, сказала – а не это ли она? Я навёл видоискатель камеры, чтоб разглядеть здание поближе – приметы совпадали: абсолютно «вокзальная» архитектура, сходство с фотографией, которую мне когда-то прислал один хороший мальтиец по email, кроме того, это оказался ресторан, который так и называется – «Станция». Пошли поближе. Так и есть – все признаки налицо, тент для ожидающих пассажиров, эмблема в виде маленького паравозика на меню. В общем, думаю, что мы не ошиблись, хотя, конечно, 100%-ой уверенности нет. Впереди, надеюсь, Birkirkara и Attard, где здания вокзалов возведены в ранг достопримечательностей, а, кроме того, мы не теряем надежду найти где-нибудь сохранившиеся участки пути. Мечты, мечты… 😉

До новых встреч!

____________________
wbr
SPr


Шестое письмо (MEP3ABKA, 11 октября)

Bonasira!

Воскресенье – базарный день. О двух базарах мы знали изначально – рыбный в Марсашлокке и барахолка у стен Валлетты. Решили поехать и туда, и туда.

С утра накрапывал дождь и было пасмурно, так что мы взяли с собой в машину зонтик. Сперва решились на бросок в Марсашлокк, ведь, как известно, рыбаки по идее должны открывать рынок пораньше, чтобы рыба не успела испортиться до того, как её купят. Приехали мы туда в плотном потоке машин (даже почти в пробку попали), и, конечно, были трудности с парковкой. Дождик всё усиливался, и мы побрели в толпе среди разноцветных лотков. Полотенца, майки, сувениры, джинсы, сумки, фрукты, бытовая техника, консервы, булочки, компакт-диски, целый отдельный грузовик с цветной капустой… а где же рыба??? Ага, вот она! Тазик с тремя осьминогами! А над ними толстая тетка в грязном фартуке размахивает ножом. И дальше: овощи, бижутерия, обувь, кружева, отдельно почему-то полная палатка игрушечных Санта-Клаусов. Но вот послышался первый пронзительный крик, что-то типа «А-ле лампук-кее!». И точно: вот, наконец, и рыба! Пять-шесть торговок, перед каждой железный поднос с «а-ле лампук-кее!», толстой, крупной рыбёхой с зеленоватой полосой на боках. У кого-то, кроме лампуки, ещё ракушки-мидии, осьминожки и мелкие полосатые диковинки. Пахнет вокруг, естественно, рыбой, а от оглушительной «рекламы» в ушах стоит звон. Осторожно огибаем торговые ряды и оказываемся перед выстроенными в линию ресторанами, у каждого на двери табличка: Our speciality today is freshly made LAMPUKI. Народ кругом суетится целыми семьями, едят на ходу хот-доги и гамбургеры, покупают, в основном, овощи и фрукты, потом рассаживаются по машинам и едут на ярмарку у стен Валлетты… И мы последовали их примеру.

Приткнув машину, кидаемся в гущу событий и разочаровываемся… Если вы не знаете пока, что такое рынок у стен Валлетты, то я вам скажу: это московская Тишинка в лучшие моменты своего расцвета… На асфальте расстелены куски полиэтилена, а на них горами навалены разные сомнительные предметы, в частности: подержанные столовые приборы, медные обломки, тусклые картиночки религиозного содержания, старые детские игрушки, разнокалиберная утварь… Еще были лысые куры и певчие птицы в клетках, пожилой мальтиец продавал щенка, довольно много стояло лотков с компакт-дисками и кассетами. На лотках возле City Gate мы поживились очень вкусными пирожками с сыром и отчалили в Три Города.

Проехав Фгуру и покружив по расползающимся улицам, понимаем, что, по идее, мы уже где-то на месте, но окончательно определиться не можем. Решились ехать куда глаза глядят – и попали на мальтийскую киностудию Rinella Movie Park – Mediterranean Film Studios, Malta. В кассе выяснилось, что билет на одного стоит 4 (четыре!) Lm., так что, пожалев денег, внутрь не пошли, а покрутились снаружи. Похоже на то, что основными достопримечательностями вышеупомянутой студии являются декорации фильмов «Tombstone saloon», «Raise the Titanic», «Le Comte de Monte Cristo», «Pop-Eye» и других подобных «шедевров». Между ними перемещается перевозящий туристов крохотный поезд. Так что, если кому не жалко четыре лиры, дерзайте! Потом нам расскажете.

Под сильным дождем вернулись в гущу «Трех городов», сойдясь во мнении, что городов там никак не три, а, небось, штук восемь. Указатели названий выглядывали из-за каждого угла, кругом мерещилось море, а вдалеке маячили бастионы Валлетты. Мы отважно ринулись в клубок узких улиц неидентифицированного города, заблудились, терпеливо ползали по щелям шириной почти ровно в нашу машину плюс два сантиметра по бокам… Серёжа всё фиксировал на камеру, а я отныне просто тихо горжусь своим водительским мастерством.

Сейчас мы дома и собираемся завтра поехать на Гозо на два дня.


Седьмое письмо (MEP3ABKA, 12 октября)

Гозитанская эпопея.

Привет вам, бледнолицые!!!

Итак, прошло три дня, насыщенных впечатлениями и восторгами, приводящими к одному вескому выводу:

"Очень жаль мне тех,
которые
не бывали на Гозо,
в Виктории".

Начнём по порядку.

Гозо. День 1.

Эпиграф:

«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения»

©Остап Бендер.

Утром (ещё на Мальте) мы сонно носили в машину подушки, одеяла, запасы еды и воды, тёплые вещи и туалетные принадлежности. Предполагалась ночёвка в машине под открытым небом, в пользу которой высказались все имеющие право голоса участники экспедиции, ибо видели в ней ряд неоспоримых преимуществ:


  1. Не надо платить лишних денег за отель,
  2. Мы не зависим ни от места, ни от времени,
  3. Погода стоит тёплая,
  4. В машине можно довольно удобно устроиться,
  5. Стоянку выбирай, где пожелаешь – никому до тебя нет дела,
  6. Утром можно проснуться и созерцать великолепную природу острова – море и холмы – в первозданном виде, успев насладиться ею до появления первых немецких туристов.

Лирическое отступление: О, эти вездесущие немецкие туристы! Куда только не ступали их ноги, обутые в фирменные белоснежные кроссовки! Где не трясли блондинистыми букольками их бодрые старушки, на какие высоты не указывали крепкие персты подтянутых арийских пенсионеров! Парами и группами, трудолюбиво и методично осматривают они любой камень, если хоть на малую толику подозревают в нем историческую достопримечательность, и есть в этом столько жизнелюбия и здорового любопытства, что поневоле задумываешься о смысле жизни.

Итак, решившись на ночевку в машине и собрав манатки, мы отправляемся в Cirkewwa, загоняем машину на автомобильную палубу парома Calipso и минут сорок ожидаем отплытия. На верхней палубе царит оживляж, народ деловито пересаживается с места на место в надежде захватить лучший обзор. Наконец отбываем, море немного штормит, проходим мимо Комино и Коминотто, и через полчаса швартуемся во Мгарре. Радостно выруливаем из чрева парома на площадь и по старой памяти двигаемся в сторону столицы.

Исторический экскурс: Мы уже бывали на Гозо дважды, оба раза без машины, поэтому представление об этом благословенном крае получили отрывочное, хотя и были очарованы навеки. В первый раз, прошлым летом, мы бродили по дорогам острова пешком, побывав в Гжантийя Темплс и в Виктории (Цитадель), а ещё в прошлом декабре, когда, в преддверии Рождества, и так-то обычно тихие городишки просто «вымерли» – магазины не работали и транспорт почти не ходил.

Проехав по дороге, ведущей из Мгарра в Викторию, которую мы окрестили для себя Regional Road, задержавшись на секунду возле магазина скидок QuickSave на въезде в столицу и купив там кое-каких харчей, продвигаемся к центру и соображаем, что же делать дальше. И решаем воплотить давнюю мечту – посетить национальную святыню – базилику Ta’Pinu. Приезжаем туда, служитель просит подождать: церковные двери открывают в половину второго. Серёжа судорожно натягивает в машине джинсы – в шортах в базилику не пустят. Не пустят еще женщин в обтягивающей одежде и в мини-юбках, по крайней мере, до тех пор, пока не облекут их в специальные юбки-фартуки, горой наваленные при входе. Церковь очень величественна внутри, украшена тонкой каменной резьбой. В отдельной комнате справа от алтаря стены заняты застеклёнными витринами, заполненными благодарностями Святой Деве Та Пину от имени излеченных от тяжких недугов верующих; там можно увидеть серебряные изображения рук, ног, сердец, фотографии выздоровевших младенцев, детские платьица, туфельки, благодарственные послания и целые картины с изображением самих болящих или причин их страданий. Пока мы наслаждались прохладой и покоем святилища, занавес на входе откинулся, пропуская группу немецких туристов… Экскурсионный день начался!

Фото: SPr у ограды храма Ta’Pinu на фоне гозитанского ландшафта

Итак, бросив прощальный взгляд на Та Пину, мы дальновидно решили подобрать заранее подходящее место для ночёвки, желательно поближе к морю. Исследовав карту, решаем для начала посетить Dwejra Point, кстати и по дороге можно завернуть в местную Crafts Village. На дороге подбираем несколько спелых плодов кактуса – говорят, они съедобны. (К слову, мы их так до сих пор и не попробовали).

Добираемся до Крафтс Вилледж. Кто бывал на Мальте в Ta’Qali, увидит здесь то же самое, только раз в пять меньше по размеру. Ассортиментик тот же. Для тех, кто не представляет себе Крафтс Вилледж на Гозо, в двух словах: пять бараков-магазинов, продают в основном кружево, вязаные изделия и декоративное стекло.

Наблюдение: стая разноцветных кошек с жадностью ест из большого таза размоченный в воде хлеб.

По дороге в Двейру нас ожидает очень крутой извилистый спуск с холма к морю.

Лирическое отступление: На Гозо очень правильно и логично устроены дороги. На каждом углу имеются указатели почти на все города и достопримечательности острова, практически нет грунтовок, а асфальт везде ровный и относительно новый. Однако одна особенность местных дорог одновременно услаждает и отравляет существование автомобилиста. Особенность эта заключается в том, что, куда бы ты ни ехал, ты в восьмидесяти процентах случаев либо круто поднимаешься на высокий холм, либо спускаешься с него, причем, опять же в большинстве случаев, зигзагами. Наслаждение, таким образом, заключается в том, что со всех сторон открываются потрясающие виды на террасы соседних холмов, разноцветные квадратики полей, скалы, отовсюду выглядывает море, неожиданно по бокам оказываются невиданные ущелья – вся эта красота едва бывает замечена водителем, озабоченным больше обеспечением безопасной езды, что в таких непривычных нам, равнинным жителям, условиях, прямо скажем, нелегко.

Паркуемся, идем к площадке – центру «светской» жизни туристов при посещении данной достопримечательности. Два магазина сувениров, две тележки с мороженым, кафешка и местный сумасшедший впридачу. Если встать лицом к кафешке, а спиной к тому магазину сувениров, что покрупнее, то спереди будет Azure Window, справа Inland Sea, а слева и немного сзади Fungus Rock.

Мы направились к Внутреннему морю, это минуты три пешком от кафешки. Обнаружили очень милое озерцо в окружении гаражей для лодок, половину берега занимает пляжик/пристань, а другую половину – высоченные отвесные скалы. В скалах имеется сквозная пещера, через которую во Внутреннее море из Средиземного попадает вода. Сквозь эту пещеру может пройти рыбачья лодка. Рядом выдают снаряжение для подводного плавания для желающих обозревать пещеру изнутри. Среди желающих находится человек пять немецких туристов, а мы разворачиваемся и идем в кафешку: пора подумать о подкреплении сил.

Подкрепив силы (два вегетарианских бургера, жареный картофель, два стакана кинни – всего 2Lm), карабкаемся, как молодые горные козлы, вверх на скалы – посмотреть на Azure Window и полазить по нему сверху. Страшновато, но и впечатляет. Сережа, бесстрашный хроникёр, фиксирует все на камеру.

Фото: МЕРЗАВКА в проёме Лазурного Окна

Непосредственно к Fungus Rock решаем не ходить – далековато по скалам, да и отсюда всё прекрасно видно. Садимся в машину и уезжаем, решив, что, если не найдем более подходящего места, то можно заночевать и здесь, прямо на автостоянке.

Дальше наш путь лежит в Ramla Bay – пляж из числа обозначенных на карте. Вниз с холма идёт довольно крутая дорога, завершающаяся автостоянкой. Два пляжных барчика под тростниковой крышей, небольшая статуя какого-то святого на постаменте и туалет – вот и все блага, которыми скупая гозитанская цивилизация одарила Рамлу. Море штормит, так что к берегу местами прибилось множество водорослей. Мы осмотрелись, наскоро окунулись и решили заночевать здесь – место тихое, уединенное. Серёжа задирает голову и обозревает почти отвесный и поросший колючими кустами склон ближайшего холма – по его расчётам, где-то там должна находиться пещера нимфы Калипсо.

И точно: когда, сев в машину, мы доехали до ближайшего города, то, сразу свернув по указателю, быстро добрались до вышеупомянутой пещеры. Денег за вход не просят, но мы даём пару монет десятилетнему мальчугану, снабдившему нас свечками и указавшему направление движения. На смотровой площадке возле входа маячит парочка немецких туристов, но в саму пещеру идти они так и не решаются, а мы спускаемся по узенькой лестнице вниз, в тесный каменный мешок, размерами и интерьером напоминающий крупную собачью конуру. Выясняется, что с первой конурой узкими отверстиями последовательно связаны ещё по меньшей мере четыре таких же, а то и больше, куда и лезет Сережа, добросовестно снимая антураж на камеру, уже обильно залитую стеарином.

Примечание: я думала, что уж нимфа-то могла в своё время обеспечить себе определённый комфорт, хотя, судя по её квартире, она скорее исповедовала философию Диогена. Во всяком случае, я понимаю Одиссея, который не пожелал с ней остаться – жилищные условия не позволяли.

Пока мы приобщались к античной мифологии, солнце склонялось к закату. Злая доля туриста понесла нас в Xewkija, к одному из крупнейших в Европе соборов. Побродив там среди скамеек и поглазев на атрибутику, решаем поехать в столицу с целью снискать хлеб насущный в виде горячего ужина.

Фото: SPr укрывается от дождя в магазине нижнего белья в Виктории

Паркуемся неподалёку от Цитадели и бредем по главной улице… Решительно ни одного открытого ресторана! Ударное время (восемь вечера), внезапно начинается ливень, а нам совершенно некуда приткнуться… Возвращаемся под зонтом к машине и обречённо едем, куда глаза глядят, по Regional Road. На въезде в Мгарр оказывается открытым заведение под названием REXY BAR, где и остаёмся. Сразу заказываем два Kinnie и еду, которую несут о-о-оччень долго, больше часа. Penne для Сережи (короткие цилиндрические макароны-трубочки с сыром и зеленью) и Local Fish (официант сказал даже, какая именно, но мы не разобрали) с чипсами и салатом для меня, два уже упоминавшихся кинни, два мороженых и один каппучино (за счёт заведения, мы, кстати, так до конца и не поняли, почему) – 7.35Lm.

Сытые, едем сначала в Мгарр посмотреть на паромы, обобщить свое знание гозитанской флотилии. Насчитали четыре парома: два больших – Mgarr и Cittadella, чуть более скромный Ghawdex, и один «малютка» – Calipso. Последний паром отплывает на Мальту в 23.00, но до него ещё полтора часа времени, да нам на него и не надо. Куда податься? Ответ найден почти мгновенно – посмотреть на базилику Та Пину при ночном освещении.

Приезжаем в Та Пину, любуемся умело подсвеченной церковью, потом поворачиваем назад к Виктории. С шоссе, по которому едем, хорошо видна какая-то вышка или башня, обозначенная вертикальным рядом зеленоватых огней. Становится любопытно: неужели это не достопримечательность? Надо до нее добраться! Проезжаем через Викторию в направлении таинственного объекта, петляя по узким улицам спящей столицы и её пригородов.

Лирическое отступление: Вы когда-нибудь предполагали, что существует остров, где большинство жителей укладываются спать чуть ли не с заходом солнца, как куры? В десять вечера почти не видно освещенных окон, улицы вымирают, редкие авто поспешно паркуются, и их водители, вбежав в дом, затихают в своих постелях, и только отдельные туристы колобродят по курортным местечкам в тщетных поисках «ночной жизни». Наверно, история со спящей красавицей могла случиться только на Гозо, ну где ещё все жители могут так сладко и так одновременно засыпать, словно и до сих пор над ними тяготеет мистическое заклятие? Нам, классическим русским совам, это всё решительно не понятно. Правда, по утрам гозитанцы встают очень рано и бодро принимаются за свои дела. По всем приметам Гозо – страна здоровых, богатых и мудрых людей…

Примечание: впрочем, кто-то говорил мне, что на Гозо, вроде бы, когда-то была даже ночная дискотека, а может, и сейчас есть, иногда она даже открыта по week-end’ам… Представляете? Я – нет.

Итак, где мы остановились? Ах да, мы охотимся за таинственной вышкой! И действительно остановились – в городе Fontana, пригороде Виктории, возле фонтана, запечатлеваем его на камеру. (Фонтан в Фонтане – замечательная игра слов, не правда ли…). Впрочем, сам фонтан ничего особенного из себя не представляет, если не принимать во внимание его отдаленное сходство с общественным туалетом. Дальше дорога вьется вдоль какой-то пропасти, в темноте не разобрать, и мы въезжаем в город Xlendi, который расположен на берегу узкого залива, и который немедленно становится моим любимым местом на Гозо.

Выясняется, что вожделенная вышка расположена отнюдь не в Xlendi, однако это не умаляет его главного достоинства: очень умело и декоративно выстроенной набережной, состоящей из трех или четырех прогулочных уровней. Набережная освещена фонарями и оборудована скамейками и лесенками для купания, а напротив неё, на другом берегу узкого и довольно длинного залива – совершенно дикая, отвесная, высоченная скала. Залив обрывается балюстрадой маленькой площади, которая, как и две уходящие от неё улочки, полностью посвящена ресторанчикам, два или три из которых даже работают (!). Причина такой активности понятна: светятся окна нескольких отелей и откуда-то доносится, естественно, немецкая речь. Но наша заветная цель – вышка! – ещё не достигнута, так что, побродив по набережной и подышав морским воздухом, загружаемся в экипаж и устремляемся в темноту…

Квалифицированный лоцман, Сережа определяет направление движения по картам, которые он постоянно таскает с собой в количестве три штуки, беспрестанно сверяя их показания.

Примечание: лучше иметь несколько карт, так как все они, как оказалось, врут каждая по-своему, и, чтобы установить истину, приходится ориентироваться на «среднее арифметическое».

Проезжаем пару совершенно тёмных городишек (где я спокойно включаю дальний свет: уверена, что встречных машин не будет) и выруливаем на обозначенную каменными изгородями сельскую дорогу. Вышка уже маячит впереди, и через пять минут мы взираем на нее с максимально близкого расстояния метров в пятьдесят – она огорожена забором. Разглядываем. Первая мысль: на Гозо добывают нефть. Вторая: строят метро? Кругом тихо, хотя со стороны вышки исходит звук, похожий на забивание свай, но только «piano». Не добившись разгадки, но вполне удовлетворившись созерцанием объекта, поворачиваем в сторону ночлега. Напомню: наш путь лежит в Ramla Bay.

Добираемся до места, останавливаемся не на парковке, а на твёрдом песке, чуть в стороне от баров. Устроив лежбище и укрывшись одеялом, глотнув напоследок кинни, засыпаем почти сразу.

У нас был трудный, но счастливый день.

To be continued…

Мила.


Восьмое письмо (MEP3ABKA, 13 октября)

Гозитанская эпопея.

День 2.

Проснулись мы почти с рассветом – что-то около семи часов утра. Пробуждение было отчасти связано со звуком подъехавшей «девятки» – какой-то чувак вылез из неё с ружьём в руках, следом выскочил пёс явно охотничьей породы, и они дружно ломанулись вверх по заросшему склону ближайшего холма.

Информация: оказалось, что либеральная партия победила на предпоследних парламентских выборах не в последнюю очередь потому, что пообещала избирателям, придя к власти, продлить сезон охоты. Охота здесь почти так же популярна, как футбол или бега. В безлюдных местах как Мальты, так и Гозо периодически слышны выстрелы, мужики бродят с ружьями по кустам.

— На кого же они охотятся?

— На перелетных птиц.

— Что они с ними делают, едят?

— Нет, они делают чучела, это очень выгодно…

Эти пояснения я получила от одного иностранца, постоянно живущего на Мальте. От себя добавлю, что ни разу до сего времени не видела в небе над островом перелётных стай, а в магазинах – птичьих чучел…

Итак, продираем глаза и выползаем из машины… и зря! То, что вечером казалось твёрдым песком, утром превратилось, должно быть, под влиянием прошедшего дождя, в липучую глину. Теперь понятно, из чего здесь ваяют садовые скульптуры и расписную керамику! Материал валяется под ногами. Обувь и машинные коврики нам еще предстоит отчищать.

Купаться не полезли (зябко в семь утра-то!), а поехали в Викторию попить чайку-кофейку. Неплохая кофейня обнаружилась возле Цитадели, так что, едва подкрепившись, мы отправились в эту замечательную крепость.

Здорово это – бродить по безлюдной Цитадели! Виды, открывающиеся с её стен, по-утреннему ослепительно ясные и оттого непривычные. Отсюда естественно и приятно любить эту землю, восхищаясь её вечной красотой.

Фото: МЕРЗАВКА в арочном проёме цитадельной лестницы

Фото: SPr сидит на цитадельной пушке

Лирическое отступление: почему я вижу и ценю красоту этого края? Почему обречена вечно мечтать о нём? Ведь, если судить с позиций первого впечатления, пейзаж составляют выжженная солнцем земля, бесконечные ряды камней, заросли бестолковых кактусов – местных лопухов, сатиновые отрезы моря, немного зелени на диких склонах холмов, грязно-белые пятна городишек… Ко всему этому взгляд привыкает ещё на Мальте, на стенах Мдины. Но на Мальте кипит человеческая деятельность, это страна, живущая какой-то муравьиной жизнью, страна, к которой применимы термины «прогресс», «экономика», «политика», «валовой доход», а Гозо – иллюстрация к волшебной сказке, въевшаяся в душу ещё в детстве, игрушечное королевство, которое можно окинуть одним взглядом, стоя на стенах его неприступной крепости. Как удивительно узнать свою излюбленную детскую мечту в этих тихих, старинных и замкнутых землях, столь далеких от суеты остального мира! Неверно мнение дешёвых путеводителей, что здесь воистину остановилось время: нет, в этой точке планеты время поворачивает вспять.

В третий раз в жизни скрупулезно обходим все закоулки Цитадели. А затем – к машине: запланировано посещение города Marsalforn.

Судя по путеводителю, он похож на Марсашлокк в своей ипостаси «рыбацкой деревушки», однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что рыбка, которую там ловят на крючок, больше всего напоминает упитанного и богатого немецкого туриста. В городе есть отели и масса ресторанов – от очень дорогих с виду до примитивных beach bars с пластмассовыми столиками. Курортная жизнь кипит. Мы завтракаем на маленькой набережной в забегаловке Il-Kaptan, где я получаю eggs with chips, Сережа – огромную пиццу, остатки которой нам завернули с собой, ну, и кинни, сами понимаете… Получилось очень недорого – что-то около трех лир, точно не припомню.

С помпой проезжаем по набережной и едем вдоль моря на запад, тому способствуют две причины: живописная дорога почти по кромке воды и таинственное обозначение на карте – Redoubt Salt Pans. Слева по ходу движения нависает высоченная желтая скала, а справа вдоль дороги тянется неширокое плато, которое обрушивается в море. Плато усеяно прямоугольными выемками – иные размером со столешницу, а иные – с небольшую комнату, – в которых отстаивается морская вода. Вокруг никого, кроме одного-двух любителей рыбной ловли. Пейзажик, прямо скажем, фантастический, и тянется примерно километр.

Вдруг дорога делает финт и лезет в гору почти вертикально. На горе – город. Сережа сверяется с кипой карт и определяет – Zebbug. Просачиваемся сквозь решето его улиц в направлении Виктории.

В Виктории, пока я меняю деньги в Bank of Valletta (спрашивают не только паспорт, но и адрес проживания…), Серёжа, ожидая меня в машине, производит неловкое движение головой, и сносит тем самым напрочь зеркало заднего вида. Я возвращаюсь и впадаю в панику: со стажем вождения в полгода ездить без заднего обзора я ещё не умею, хотя остаются боковые зеркала, но мне сейчас они не помогут, мне сейчас подавай зеркало заднего вида, хоть из-под земли достань! На изнанке солнцезащитного козырька водительского места оказывается приделанным какое-то тусклое косметическое зеркальце, я прилаживаюсь к нему, и, жутко злые, мы едем в Гжантийя Темплс.

На парковке возле вышеупомянутой достопримечательности мы, подвергнув тщательному анализу ситуацию, разворачиваемся, никуда не зайдя, и едем назад в Викторию, покупать клей.

Клей куплен в магазине журналов и канцтоваров под названием «Книжный червь» на главной улице Виктории. Червивый клей бойко наносится на поверхность жизненно важной детали, мы трогаемся, однако, спустя минуту, деталь отваливается, так что возникает необходимость остановиться, дабы нанести на соприкасаемые поверхности новый слой купленной массы. Ощущая себя полноправным инвалидом, я бойко паркуюсь с включенной аварийной мигалкой в районе травмопункта, откуда в нашу сторону с любопытством и готовностью прийти на помощь выглядывают врачи и медсестры.

Намучившись с зеркалом, едем в Xlendi искупаться и заодно посмотреть на этот городок при дневном освещении. Припарковавшись недалеко от воды, переодеваемся и бежим к морю, а море штормит. Оно, загнанное в узкий длинный чулок между набережной и скалой, мечется от препятствия к препятствию, производя высоченные, страшенные волны с кучей брызг, заливая высокую набережную злой пеной. Купаться, определенно, нельзя, но ведь хочется! Решили посидеть на одной из металлических лесенок, ведущих с набережной в воду. Первая уцепилась за лесенку я. Волны нападали, накрывая с головой, но самое страшное в том, что когда вода откатывала назад, она со страшной силой норовила утащить и меня с собой. (Никто, кроме нас, не купался и к морю близко не подходил). Пятой или шестой волной меня оторвало от опоры и утащило под воду. Всё это произошло молниеносно, я даже не успела испугаться. Хорошо, что я отлично плаваю – вынырнула и до следующей волны успела уцепиться за протянутую Серёжей руку. Он вытащил меня на лестницу, оттолкнул подальше от воды и тут же с блаженной рожей занял моё место, наскоро пообещав держаться как можно крепче. Я подсчитала потери: две кровоточащие ссадины на ноге, впрочем, пустяковые. Господи, видела бы это моя мамочка! Ни за что ей не расскажу.

Серёжа, насладившись экстремальными удовольствиями, ловко выскочил из облака морской пены и брызг – ну прям Афродита! – и мы побежали к машине.

Первым делом проверили, как там зеркало – оно держалось явно на соплях, но фиг с ним. Надо выполнять программу, а следующий пункт в ней уже обозначен: бухта Mgarr ix-Xini. Ох, и сложной же была дорога! Вам когда-нибудь случалось проехать задом, причем круто вверх, метров двести, по краю пропасти, по дороге, предназначенной для одной машины, с тем, чтобы пропустить встречную – ну откуда она там взялась, откуда? Вскоре выясняется откуда – очаровательный крохотный пляжик и пристань, отдохнуть, действительно, можно классно, море спокойное, как бетон причала маленькой лодочной станции, – что странно после Xlendi. Имеется забегаловка.

Я разглядываю бухточку, а Серёжа мается – ничто ему не мило, пока не увидит он Gozo Heliport. Туда и едем, это рукой подать от Mgarr ix-Xini.

Хелипорт оказывается миниатюрной копией мальтийского аэропорта, до того смешно – даже дверные ручки такие же, само сооружение размером со скромную виллу, но, тем не менее, все, как у людей – посередине стойка кассы, слева от нее Departure, а справа – Arrivals, есть металлоискатель, стоят автоматы с кофе, пивом и т.д., маленький тягач возит багаж. Вертолеты летают круглосуточно, примерно каждые два часа. Взлет одного из них мы и зафиксировали на нашу нетленную пленку.

Серёжа был сражен в самое сердце, думаю, он ещё не раз расскажет вам о гозитанском хелипорте в своих очерках.

После хелипорта едем в Мгарр – узнать, сколько стоят лодки до Комино. Поболтавшись там по площади и совершенно забыв о цели нашего визита, едем на следующий пляж – San Blas Bay, где обнаруживаем отличную пустынную стояночку, довольно далеко от воды (круто вверх), но зато под скалой, в уединенном месте. И дорога туда ведет хорошая – решаем там ночевать. А пока надо поужинать, и мы едем в средоточие цивилизации: Xlendi.

Прибыв, выбираем ресторан, и останавливаемся на французском Val d’Or, где меня привлекает очень соблазнительное Set Menu, а Сережа разглядел вегетарианские блюда в меню. После салата сбывается мечта моего детства – мне приносят Лампуки!!! Мр, очень вкусно. Наедаемся от пуза, заплатив чуть больше шести «лири», берем остатки хлеба в салфетку и идем на набережную кормить вездесущих мальтийских уток. Раздав хлеб, как долги, нашим братьям меньшим, в темноте отползаем в свое логово и там затихаем.

Забегая вперед, скажу, что пробуждение нас ждало просто сказочное: время девять утра, кругом ни души, а к самому носу с соседнего поля свешиваются ветви с лимонами и необыкновенно сладкими местными гранатами, многие из которых от спелости аж лопаются… Поле выглядело совершенно бесхозным, и мы… ну, сами понимаете…

Мила


Девятое письмо (SPr, 14-16 октября)

Привет!

На этот раз, проснулись мы в «нормальное» время – не раньше 9-ти. И это понятно – ни тебе морского прибоя над ухом, ни ветра (стоянка была под скалой, а не на открытой площадке, как в прошлый раз), да и утренних охотников не наблюдалось. Правда, с одной оговоркой – продрав глаза, мы обнаружили метрах в 10 припаркованный мотоцикл. Откуда он взялся и когда – неизвестно, так как ни я, ни Милка не слышали характерных звуков его прибытия, да и уехали мы раньше, чем объявился хозяин монстра. С этим транспортным средством связано ещё одно яркое воспоминание – маленькая птичка всё утро стучалась клювом в зеркальце мотоцикла, расположенное на ручке руля. Трудно сказать, что она там разглядела – соперницу или, наоборот, подружку… Одним словом, выглядело это очень трогательно.

Мила уже описала наш поход в бесхозный сад – гранаты, как позже выяснилось, оказались восхитительно сладкими, а лимоны мы теперь кладём в Kinnie – вкус ещё более божественный!

Ну что ж, поехали! По дороге снова свалилось зеркало, мать его! Мы решили поехать в Mgarr за «скотчем», ибо там видели его накануне по 8 центов за маленький моток, но не купили по причине безумной очереди в кассу. Тут стоит заметить, что ряд вещей на Мальте продаются на каждом углу, шампуни, например. А такие, зачастую более нужные вещи, как клей или тот же «скотч» подчас приходится искать по всему острову. А тем более на Гозо…

Ну так вот, прибываем в Mgarr, едем вдоль магазина, а магазин с другой стороны улицы. «Ничего, сейчас развернёмся», – думаем мы и проезжаем дальше к паромам. Милка на секунду паркуется, дабы я сходил и узнал насчёт лодок в Комино. Я иду. В конце причала вижу лодку характерно малых размеров, думаю – оно! Так и есть – подойдя ближе, узнаю в этом транспортном средстве именно судно Комино-отеля, который и осуществляет подобный вид перевозок, ориентируясь прежде всего на своих клиентов, но и простым смертным вроде нас позволяет воспользоваться этой относительно недорогой возможностью посетить третий по величине остров архипелага. Оговорюсь, что на Комино плавают также судёнышки других контор, но цены там от 3 лир и выше в оба конца, а здесь – 2.

Узнаю подробности, подхожу к Миле, сообщаю, что отплывает эта лодка через 10 минут, так что мы успеем. Недолго думая, сваливаем полотенца в пластиковый пакет, прихватываем с собой початую бутылку Kinnie и поспешаем на борт!

Путь занимает минут 15. Прибываем в бухту San Niklaw, на которую и выходит единственный отель на острове. Первым делом развенчан давний миф о том, что на Комино либо вообще нет машин, либо «один джип». Их там, прямо скажем, до хрена. К лодке подъехало сразу не меньше трёх – одна за вещами прибывших постояльцев, а две другие предполагали вместить в себя прибывшие с «большой земли» продукты и воду. Кроме того, на горизонте маячило ещё несколько вполне дееспособных транспортных средств. На недееспособных остановлюсь ниже, ибо их тут также в достатке 😉 Несколько укатанных (но всё-таки не асфальтированных) дорог ответвляются от здания отеля в глубь острова. Дороги снабжены подробными указателями, несмотря на то, что мест, куда они указывают, всего три – Голубая лагуна, Церковь и, собственно, сам отель.

Итак, высаживаемся на берег, проходим в холл отеля, ибо там находится бар, а Милка хочет каппучино. Кругом развеваются флажки, гомонит досужая публика, в ресторане дерут за чашку кофе процентов на тридцать дороже, чем на Гозо. Надо всем этим безобразием горделиво сияют четыре звезды отеля. Так вот, отель. Занимает он практически всё северо-западное побережье Комино, хотя такое ощущение, что вся жизнь на острове вертится вокруг него, и это не удивительно, ведь из других общественных заведений здесь есть только часовенка, службы в которой проходят лишь по субботам и воскресеньям, и полицейский участок с одним полицейским на мотоцикле. При отеле два бассейна, несколько ресторанов и баров. Жилплощадь делится на стандартные номера и бунгало. И те, и другие выкрашены в грязно-розовый цвет. Цены заоблачные – за жизнь в изоляции от «цивилизации» вы выложите от 25 до 35 лир в день за человека в зависимости от сезона и вида апартаментов. Сюда входят завтрак и обед, а ужинать на острове всё равно больше негде, кроме как в гостиничном ресторане 😉 С середины ноября по март отель закрыт, ибо купаться становится холодно, а что ещё делать на Комино?

Пока Мила юзала кофе, я отправился в сторону reception узнавать цены на номера. Нет, останавливаться здесь мы, конечно, не намеревались, просто было интересно. Результаты я сообщил выше. Дорого. Однако, число поселенцев довольно велико, по крайней мере в бассейне (который members only) было порядочно потенциальных пловцов. Недолго думая, мы отправились в Голубую Лагуну. Будучи наслышаны о ней в весьма положительном отношении, мы намеревались, наконец, предаться безмятежному пляжному времяпрепровождению. Дорогу нашли по стрелкам-указателям, путь занимает от силы минут 10 медленным шагом. На самом деле, это просто рядом, а не то, чтобы остров был настолько маленький. Нас сопровождали спорадически-перманентные группки немцев, однако, когда мы прибыли на место, оказалось, что там их просто толпы, и не только их. Различные судёнышки были пришвартованы здесь – одни высаживали пассажиров, другие принимали оных, а третьи просто маялись. Было даже одно, торговавшее мороженым и холодными напитками. Мила взяла шезлонг (Lm1, till 3-30pm) и устроилась на плоском камне, я рядом расстелил полотенце и, насколько это было возможно, принял горизонтальное положение.

Пара порций фруктового мороженого, остатки кинни в бутылке, ясное голубое небо, яркое солнце, великолепная, идеально прозрачная вода – что тут ещё скажешь? Это был лучший день, который мы провели на пляже! Потратив на купание и загорание часа два, я оставил Милку и решил исследовать Комино, совершить прогулку по острову, благо он совсем небольшой, да и особых достопримечательностей тут нет. Прихватив камеру, стал пробираться к южному берегу, на котором стоит башня Comino Tower, по сути единственное древнее здание на островке. По дороге тут и там попадались группки по 2-3 человека, занимающиеся примерно тем же, чем и я. И тут мне стало ясно – мы просто пытаемся почувствовать то, о чём нам рассказали все путеводители по Мальте. Попытаюсь процитировать один из них в переводе с английского:

«На посещение острова Комино – а многие называют его просто «Жемчужина» – вам стоит потратить весь день. А люди, влюблённые в Комино, проводят зд

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ