Крестовый поход | Библиотека | Мальта для всех!

Крестовый поход | Библиотека | Мальта для всех!

43
0

Николай Качурин

Если отдыхать на Мальте, то жить надо вдали от популярной Слиемы. Зачем ходить на пляж, лавируя среди автомобилей? На них надо путешествовать.

После нудной зимы полезно на недельку сменить обстановку и подышать морским воздухом. Желательно недалеко, чтобы дорога занимала минимум времени, а релаксация — максимум. Хорошо бы не очень дорого, чтобы не лишить себя полновесного летнего отдыха, который для русского человека дело святое. Мальта, расположенная в непосредственной близости от африканского континента, — почти идеальное место для тех, кто хочет совместить целебные солнечно-морские ванны с необременительным, но познавательным путешествием

РАЗМИНКА.

Автомобиль был нанят в частном гараже. Хозяин печально посмотрел мне вслед и, после того как я включил вместо поворотника “дворники”, перекрестился. Орудуя онемевшей от непривычного напряжения левой рукой, включаю третью передачу вместо первой и, судорожно дернувшись, вливаюсь в поток машин.

За полчаса мучений на односторонних улицах я понял, что мальтийских водителей не пугает и не раздражает человек, мчащийся с выпученными глазами по встречной полосе. Они привыкли к тому, что в курортный сезон на дорогах много водителей из Европы, и вежливо подмаргивают дальним светом, напоминая о том, что движение тут левостороннее. Более того, все, кроме шоферов автобусов, притормаживают на перекрестках и внимательно осматриваются вокруг — не несется ли одуревший от жары турист.

ПРОГРЕВОЧНЫЙ КРУГ (20 КМ). Короче, я почувствовал себя если не Шумахером, то его младшим братом и решил в первый же день посетить столицу острова. Купив в придорожной лавочке карту острова ($10), лихо выруливаю на шоссе и понимаю, что не так все просто. К масштабу местных карт надо привыкать. Приличная карта составлена в отношении 1 см : 500 метров. На скорости около 40 км/ч на секунду опускаю глаза, чтобы проверить, где поворачивать. Возвращаюсь взглядом на дорогу — нужный поворот уже давно позади. Плюнув на карту, выбираю единственно правильную тактику — держусь главной дороги. Десять километров до Слиемы я пролетаю не только без проблем, но и решившись на пару рискованных обгонов. Последовав совету местного населения, бросаю автомобиль на огромной стоянке перед городскими воротами ($1 за целый день) — далее пешком.

ПОСМОТРЕТЬ.

Город Валетта (Valette), с точки зрения русского человека, тем более москвича — просто поселок городского типа. Или центральная часть большого конгломерата, в который входит и второй по величине и значению город Слиема (Sliema).

Для первичного осмотра рекомендуются три цели. Первая находится на дальнем конце города — Fort St.Elmo. Во время присутствия на острове англичан здесь была размещена большая часть 9-тысячного гарнизона. Сейчас мальтийцы старательно приводят форт в порядок, создав на огромной территории что-то типа музея-заповедника (входной билет — $2.5). Несмотря на то что на территории разместилась местная Полицейская академия, его значительная “жилая” часть — казармы — все еще находится в полном запустении. Туристическая зона ограничена прогулкой по внешним бастионам, штабными помещениями и так называемым “верхним двором”, где жили комендант и старшие офицеры. Колоссальное удовольствие доставляет рассматривание надписей (не всегда приличных), оставленных армией Ее Величества на стенах заброшенных казарм.

На обратном пути в старой части города можно посетить Дворец магистров Мальтийского ордена (входной билет — $10). Для просмотра открыты анфилада с портретами всех магистров Ордена, несколько парадных залов и музей рыцарского оружия. В паре кварталов от Дворца магистров расположена другая достопримечательность Валетты — Кафедральный собор. Мужчин в шортах и женщин в майках внутрь не пускают.

БОЛЬШАЯ РЫБАЛКА (50 КМ). Желание “поесть рыбки” в рыбацкой деревне с труднопроизносимым названием Marsaxlokk вылилось в авантюру — длинное путешествие по всему острову, закончившееся поздно вечером и доставившее некоторые неприятности.

Выяснилось, что трасса St.Pawl—Valette — не пример. В глубинке с дорожными указателями на Мальте беда. Во-первых, они установлены в самых неожиданных местах — на заборах, деревьях и пр. Во-вторых, они периодически исчезают. На одной развилке есть, а на следующей уже нет.

Кроме того, к вечеру у меня кончился бензин. Заправки оказались на окраинах населенных пунктов и в четыре вечера почему-то не работали. Постфактум мне рассказали, что большинство из них не работает и в выходные дни. С трудом мы нашли станцию, оборудованную автоматической кассой, но проклятая жестянка соглашалась глотать только монеты определенного достоинства. Спасибо, надо мной сжалился продавец из соседней лавки и поменял мои бумажные деньги на новенькие металлические лиры.

На сравнительно небольшом отрезке пути я увидел две серьезные аварии — сигнал того, что не все мальтийские водители асы. Показательно, что виновной стороной в обоих случаях были водители рейсовых автобусов, которые принципиально не замечают легковые автомобили и не соизмеряют размеры своих автобусов с узкими дорогами Мальты.

В итоге мы объехали практически весь остров, сделав только три остановки. Из St.Pawl на северо-восток до древней столицы Мальты Mdina-Rabat, затем небольшой крюк на север в сторону деревушки Ta’Qali, следуя указателям на Craft Centre. Затем опять на северо-восток до Marsaxlokk и — удовлетворенные свежей рыбой, креветками и прочими дарами Средиземноморья — назад, на юг острова.

ПОСМОТРЕТЬ.

Древняя столица Рабат (Rabat) расположена за мощными крепостными стенами — этакий Кремль в небольшом городке Мдина. Осматривать ее надо пешком, так как движение постороннего автотранспорта на улицах крепости запрещено и основное средство передвижения — бричка. Внутри расположено несколько музеев, в том числе музей средневековых пыток, и многочисленные кафе и сувенирные лавки. С крепостных стен открывается великолепный вид на южную часть острова.

На территории бывшей военно-воздушной базы Великобритании расположился своеобразный центр местных ремесел Craft Centre. В длинном ряду металлических бараков находятся и магазинчики, и производство. Самые раскупаемые сувениры — оригинальное мальтийское стекло и ювелирные изделия. Качество золота и серебра не очень высокое, но традиционный мальтийский крест ($10–20) — самый ходовой сувенир.

Marsaxlokk знаменит тем, что в уютной внутренней бухточке сосредоточен практически весь рыболовецкий флот Мальты — небольшие баркасы, раскрашенные в яркие мальтийские цвета с нарисованными выпученными глазами на носу.

ОСТРОВА В ОКЕАНЕ (30 КМ). Путешествие на остров Гозо — короткое, но насыщенное впечатлениями. Если ехать из St.Pawl на юг (на самом деле, ехать надо на северо-запад — прим. MaltaVista), по указателям Gozo Fairy (Gozo Ferry — прим. MaltaVista), то придется преодолеть небольшой горный серпантин, забраться по узкому пандусу в чрево парома и затем демонстрировать чудеса фигурного вождения на узких и крутых улочках столицы острова Victoria. Короче, пробег невелик, а впечатлений масса.

На самом деле в Виктории можно себя не мучить, а бросить машину на одной из многочисленных стоянок в центре города. Одно “но” — указателей Parking я встретил множество, но как только оказался на узеньких улочках города, то мгновенно заблудился и мечтал только о том, чтобы выбраться на мальтийские просторы.

Для водителя с небольшим стажем лучше иметь на Гозо попутчика. Его основная задача заключается в том, чтобы через открытое окно контролировать левый габарит машины. Проезжая часть в Виктории настолько тесная, что автомобили расходятся впритирку, и европейцы постоянно калечат колесные диски с пассажирской стороны.

Еще одна любопытная деталь — оплата билетов на паром производится на обратном пути, на Гозо. Билет на одну машину и двух пассажиров стоит $20, весь путь занимает не более 20 минут.

ПОСМОТРЕТЬ.

На полпути между St.Pawl и паромом, сразу на спуске с холмов, не прозевайте указатель на Popeye Village (Деревня Папая). В бухте Anchor Bay построена в натуральную величину рыбацкая деревушка, которая была декорацией для съемок фильма о приключениях знаменитого мультперсонажа — моряка Папая, поедающего тоннами шпинат.

Сейчас там можно погулять по “мультипликационным” улочкам, выпить в кафе пива, прокатиться на баркасе Папая, а также посмотреть любопытный документальный фильм о том, как Голливуд работал на Мальте. Билет стоит $13, за пиво надо платить отдельно.

Гозо в двух словах можно охарактеризовать, как Мальту в миниатюре. Главная достопримечательность — крепость в центре столицы Виктория, соляные морские ванны на северном берегу и каменные дольмены, которые старше египетских пирамид.

Полезные дополнения

ПЕРЕЛЕТ. Если билеты заказывать отдельно от тура, то их стоимость будет от $400 (если делать это в турфирмах, то от $250-300 — прим. MaltaVista)

ВАЛЮТА. Национальная валюта — мальтийская лира, условное обозначение LM. В разговорной речи ее часто называют на английский манер “паунд” (фунт) — английское влияние все еще сильно. За один американский доллар дают примерно 0,41 лиры.

Банкоматы стоят практически на каждом шагу и охотно принимают карточки Visa, выданные российскими банками. По карте можно рассчитаться практически в любых магазинах, ресторанах и прокатных конторах. Но не все они оборудованы системой для обслуживания карт типа Visa Electron — во многих местах по старинке прокатывают слипы. (Помимо Visa, везде принимают Master Card и Cirrus/Maestro — прим. MaltaVista)

АРЕНДА МАШИНЫ. Прокат дешевого автомобиля без кондиционера (Opel Corsa, Hyundai Accent) в солидной фирме типа Hertz стоит около $35, включая страховку. Открытый Suzuki Samurai на $15 дороже. Более дорогая модель, типа Opel Omega, стоит $50–65 в сутки. В мелких прокатных конторах машины на $5–7 дешевле. В эту сумму включены НДС и страховка, но с вас обязательно возьмут залог в $50 — если вы не попадете в серьезную аварию, то вам их вернут. На практике Accent, взятый на 7 дней в частном гараже, обошелся в $135. Двадцать литров бензина Euro стоят $12,8.

НЕ УМЕРЕТЬ С ГОЛОДУ. Ресторанов и ресторанчиков на Мальте великое множество, на все вкусы и кошельки. Есть даже экзотические китайские, индийские, но доминирует итальянская кухня — пицца и различные блюда из теста. Пообедать днем стоит порядка $15–20 вне зависимости от кухни. Намного дешевле обойдется пара гигантских сэндвичей или кебаб в многочисленных турецких забегаловках — $1–14. Ужин в ресторане немного дороже — $25–35 на двоих.

РАЗВЛЕЧЬСЯ. Недельный курс подводного плавания с выдачей сертификата Open Water — $250. Прокат гидроцикла — $25 за полчаса. Для любителей дальних морских прогулок — экскурсия на Сицилию за $190.

ВЫПИТЬ. Официально на Мальте пить за рулем запрещено. Тем не менее местное население позволяет себе стаканчик вина или пива. Туристам из Европы это не рекомендуется — сказывается непривычность к правостороннему движению.

Цены на “легкое” спиртное невелики — пиво стоит около $1 (местное — хорошее) и $1,5 — импортное. Вино заказывают бутылками, и стоит оно $5–7,5. Если вы поклонник более крепких напитков, то запасайтесь ими в duty free сразу по прилету в аэропорт Мальты. Бутылка приличного напитка стоит там так же, как и бутылка местного виски в магазине — около $12. При этом качество последнего напитка оставляет желать лучшего.

«Автопилот» (номер 3, 2000)

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ