Инженеры каменного века | Библиотека | Мальта для всех!

Инженеры каменного века | Библиотека | Мальта для всех!

31
0

Савелий Кашницкий

Храмы, построенные из многотонных камней, в огромном количестве
расположились на островах Мальта и Гоцо. Их возраст колеблется от 4,5 до 6
тысяч лет. В это время, называемое эпохой неолита, не было техники,
позволявшей ворочать гигантские глыбы с безупречным инженерным искусством
(читайте «АиФ»NN 38, 39).

Где сверлильные станки?

Музей археологии в столице Мальты городе Валлетта радует своей
«однобокостью»: все экспонаты добыты археологами из слоя, относившегося к
эпохе неолита. Вот, к примеру, тёмно-серый цилиндр размерами с напёрсток. На гладко отшлифованной поверхности зелёного камня золотая
инкрустация. Откуда? Ведь на Мальте никогда не было золота. Один узор
представляет собой греческую букву «пи» с тремя ножками. Другой – кольцо с
отходящими от него вверх и вниз тремя полосками. Разумеется, объяснений этим
странностям музейщики не дают. Но можно предположить, что это вовсе не узоры
и цилиндр – отнюдь не ювелирное изделие. А техническое устройство –
например, втулка для электрической цепи. Известно ведь, что золото – лучший
материал для электроконтактов – не окисляется. А три ветви, исходящие из
одной точки, – часто встречающийся узел.

Другие изделия из того же камня, именуемого «гринстоун», имеют форму
трапеции. В них просверлены по два отверстия в углах. Причём высверленные
полости имеют изумительную чистоту поверхности. И на всех отверстиях фаски –
конические расширения, технологически неизбежные при инструментальном
сверлении.

Рядом лежат инструменты той эпохи – корявые лезвия, сделанные из костей или
острых каменных обломков. Они ни при каких обстоятельствах не могли быть
арсеналом для высокотехнологичного сверления.

Дикарь на звёзды не смотрит

Фигурка лежащей женщины, найденная в храме Гипогей, – шедевр древнего
искусства Мальты. На гладко отшлифованном известняке выгравирована
гофрированная юбка, в каких ещё не так давно щеголяли на подиумах модели.
Неужели «спящая леди», повесив шкуру на оленьи рога, вдруг обнажила невесть
откуда взявшееся гофре?

А рельеф с фрагментом карты звёздного неба, откопанный в храме Буджибба!
Зачем «дикарю» с такой поразительной точностью воспроизводить расположение
звёзд, если карта не имела утилитарного назначения?

О высоком уровне цивилизации, имя которой ещё не придумано, свидетельствует
буквально каждый обломок. Скажем, вот этот кусок керамики с нанесёнными на
его поверхность параллельными зигзагообразными линиями. Интервал
1,5-2 мм между ними и завидная прямолинейность убеждают, что использовались
чертилка и линейка.

Последняя, кстати, лежит рядом под стеклом, по обоим краям прозрачной
костяной пластинки нанесены миллиметровые деления! А посередине полоски
просверлены два отверстия – наверняка крепёжных. Но если у строителей храмов
была метрическая система, причём сходная с нашей, называть их дикарями не
только исторически неправильно, но просто неприлично.

Это тем более верно, что учёные и инженеры неолитической Мальты умели
добиваться таких эффектов, которым могут позавидовать современные коллеги: к
примеру, усилить мужское эхо и устранить женское. Об этом феноменальном
явлении, по сей день дурачащем посетителей храма Гипогей, читайте в
следующем номере

Аргументы и факты #40 от 03.10.2007

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ