Непотопляемый авианосец Британской империи | Библиотека | Мальта для всех!

Непотопляемый авианосец Британской империи | Библиотека | Мальта для всех!

320
0

Дмитрий Митюрин

Несмотря на то что в 1940–1942 годах Южная Европа и большая часть Северной Африки находились под контролем фашистских держав и их союзников, Гитлеру и Муссолини так и не удалось установить свою гегемонию в Средиземном море. Весь численный перевес, которым они обладали в кораблях и авиации, оказался выровнен наличием у британцев единственного в своем роде “непотопляемого авианосца” – Мальты.

Правда, был во Второй мировой войне короткий период, когда немцы и итальянцы имели возможность взять этот “авианосец” на абордаж, но ее упустили…

В 1937 году, когда альянс между Муссолини и Гитлером стал уже свершившимся фактом, британское правительство исключило Италию из списка дружественных держав. Дуче, в свою очередь, приказал армейским и флотским стратегам набросать планы боевых действий.

О том, к чему эти планы сводились, один из офицеров Супермарины (штаба итальянского флота), Марк Брагадин, писал следующее: “Мальта, ее порты и аэродромы находились в самом сердце важнейшей для Италии стратегической зоны. Стратегические соображения требовали немедленной оккупации острова. Фактически еще в 1938 году флот считал захват Мальты первейшим и важнейшим условием войны против Великобритании. Когда появились первые признаки возможности участия Италии в войне, Супермарина представила Верховному командованию план захвата острова. Но Верховное командование не проявило к нему интереса, считая, что война будет очень короткой. Оно также полагало, что ВВС сумеют полностью нейтрализовать Мальту, лишив ее всякой военной ценности”.

Как видим, для Муссолини и его “команды” был характерен лозунг “Шапками закидаем!”. Лишь традиционное для любого европейца почтение к британской морской мощи на первых порах удерживало итальянцев от выступления на стороне Германии. Но когда в мае—июне 1940 года немецкие танки раздавили Францию, дуче решил, что его час пробил…

Войну Англии он объявил днем 10 июня 1940 года. А уже ночью специально оборудованный итальянский корабль перерезал первый из семи телефонных кабелей, связывавших Мальту с Гибралтаром. На уничтожение остальных шести ушло еще два месяца.

Одновременно вокруг острова и на подходе к главной гавани – Гранд-Харбору итальянцы выставили минные заграждения, но атаковать находившиеся там корабли не решились.

Чем располагали защитники Мальты? На острове с тремястами тысячами жителей средняя плотность населения составляла 2500 человек на квадратную милю. Три четверти всех продуктов — привозные. Доставлялись с материка и вся необходимая техника, боеприпасы. На морской базе швартовались шесть стареньких подводных лодок. Начали строиться новые аэродромы, и на один из них даже завезли радар, однако из-за окружающих гор сигналы он давал с большим опозданием. Имелись также 4 исправных истребителя, 42 зенитки и 24 прожектора.
Вся эта военная “мощь” должна была не только защитить остров, но и помешать итальянцам снабжать свои войска в Северной Африке…

Кольцо сжимается

В 1940—1942 годах на Средиземном море велись нескончаемые сражения между конвоями. Итальянские транспортные суда под охраной военных кораблей пытались доставить грузы в Северную Африку, а британцы из Александрии (Египет) и Гибралтара аналогичным способом стремились снабдить Мальту всем необходимым. И при этом противники активно мешали друг другу.

Губернатор Мальты генерал Добби принимал все новые подкрепления пехотинцев и летчиков. Первыми укомплектовывались ПВО острова, а вторые, заняв места в новеньких бомбардировщиках, отправлялись на “охоту”, после которой получали бутылку джина за каждый отправленный на дно вражеский транспортник.
И когда в декабре 1940 года итальянский фронт в Северной Африке рухнул, Муссолини попросил у Гитлера помощи. В ответ фюрер перебросил на Мальту из Норвегии 10-й авиационный корпус.

Первым из идущих на Мальту конвоев немцы повредили авианосец “Иластриес”. Кое-как добравшись до Гранд-Харбора, корабль встал в док, где германские летчики едва не добили его окончательно. Как вспоминал командующий британским Средиземноморским флотом адмирал Д. Канингхэм, ““Иластриес” получил тяжелые повреждения обшивки днища от близких разрывов, которые сработали подобно минам. Наши истребители нанесли атакующим серьезный урон. Орудия “Иластриеса’’ не остывали. Рабочие пытались как можно скорее подготовить авианосец к выходу в море”. Их героическими усилиями авианосец через четыре дня сумел покинуть Мальту и добраться до Александрии.

Эсминцы и подводные лодки

Весной 1941-го адмирал Канингхэм отправил на Мальту отряд эсминцев, которые подключились к “охоте” на итальянские конвои. Имя командира этой эскадры – капитана 1 ранга Мака – в Супермарине еще долго вспоминали с содроганием. Сменившему его лорду Маунтбэттену повезло меньше…

2 мая 1941 года семь британских эсминцев возвращались в Ла-Валетту из очередного похода. Три корабля благополучно прошли в Гранд-Харбор, а вот шедший четвертым “Джерси” взорвался на мине и, затонув, перегородил проход в гавань.
Следовавшие за “Джерси” три корабля не смогли укрыться в порту и угодили под удар германских бомбардировщиков. Вплоть до 7 мая остров ежедневно бомбили, но проход-таки удалось “раскупорить”, после чего “показали зубы” оставшиеся на Мальте подводные лодки. Шотландец лейтенант Малькольм Ванклин на субмарине “Апхолдер” за два месяца потопил пять судов противника. “Черным днем” для итальянцев стало 24 мая, когда, так сказать “на завтрак”, Ванклину удалось уничтожить танкер “К. Дамиани”. С оставшимися двумя зарядами он решил “прогуляться” к Мессинскому проливу, где натолкнулся на конвой. “Апхолдер” дал залп, но итальянский эсминец “Фреччиа” успел отвернуть в сторону. Зато была поражена более крупная цель – лайнер “Конте Россо”.

Самоубийственная атака

В мае 1941 года в связи с подготовкой нападения на СССР фюрер перебросил в Восточную Европу весь 8-й и половину 10-го авиакорпуса. Налеты на остров почти прекратились, благодаря чему мальтийская авиация и подводники снова активизировали свои действия. И вплоть до конца года итальянцы теряли ежемесячно до 65% идущих в Африку грузов. Но и Супермарина не дремала. В июле фашисты практически уничтожили конвой, идущий в Ла-Валлету из Александрии. Другой, двигавшийся из Гибралтара, прорвался в Гранд-Харбор почти без потерь, но уже ночью (25 июля) подвергся атаке катеров-торпед итальянской флотилии.
Вся система обороны гавани была приведена в боевую готовность. Два катера-торпеды взорвались на ограждениях. От сильного взрыва рухнул перекинутый над проливом мост и наглухо заблокировал вход в гавань. Оставшиеся два катера вынуждены были отойти и на обратном пути оказались затоплены истребителями — в Ла-Валлете удача им явно не сопутствовала. Как жаловался М. Брагадин, “Мальта душила Северную Африку”. Роммель, наступавший из Ливии на Египет, никогда не имел в достаточном количестве ни оружия, ни боеприпасов, ни даже продуктов. Возможно, именно это привело к поражению германо-итальянцев в декабре 1941 года и снятию блокады с героического Тобрука.

И тогда взбешенный Гитлер вернул с Восточного фронта 10-й авиакорпус.

Самое тяжелое время

Удача вновь повернулась лицом к немцам. Сначала их субмарины затопили авианосец “Арк Ройяль” и линкор “Барэм”. Чуть позже базировавшееся на Мальте Соединение К наткнулось на минное поле и почти полностью погибло. В январе 1942-го Роммель перешел в наступление, и тогда же германо-итальянское командование приступило к разработке операции “Геркулес” по захвату острова.

Теперь уже Ливия душила Мальту. В феврале противник произвел против острова 2497 вылетов, в марте – 4927, в апреле – 9599. Из-за постоянных бомбежек у англичан осталось всего 11 самолетов, а все надводные корабли эвакуировали в Гибралтар или Александрию. Одна за другой выходили из строя субмарины.

Первой не вернулась с боевого задания самая известная — “Апхолдер” М. Ванклина. Затем подорвалась на мине подводная лодка “Эрдж” лейтенанта П. Томпкинсона. Затонула при бомбежке греческая “Глафокс”, а польская “Сокол” была с трудом восстановлена и под покровом ночи добралась до Гибралтара.

Самое страшное заключалось в том, что на Мальту не могли прорваться конвои.
Но один все-таки добрался до Гранд-Харбора утром 21 марта. Жители Ла-Валетты высыпали на набережную, приветствуя героическую эскадру. Однако уже в гавани немецкая авиация смогла потопить три транспортника и один эсминец. Единственный выживший – “Пенелопа” – после ремонта напоминал дикобраза, только вместо игл в многочисленных пробоинах торчали деревянные пробки.

Из 26 тысячи тонн доставленного груза снять с борта успели не более одной пятой…

Защитники острова были на грани отчаяния. В день им выдавалось не более 400 граммов хлеба, что лишь незначительно превосходило суточную норму в блокадном Ленинграде.

25 апреля суперинтендант мальтийских доков сообщил, что “не действует практически ни одна мастерская, кроме расположенных под землей. Линии электропередачи почти уничтожены”.

Теперь фашисты могли подумать о взятии острова.

Упущенный шанс

30 апреля, во время встречи Гитлера и Муссолини в Бергхофе, была достигнута договоренность о совместных действиях. Роммель настаивал на немедленном наступлении против Египта. Итальянцы же предлагали сначала взять Мальту. В конце концов сошлись на компромиссном варианте.. Авиация передавалась Роммелю, который должен был начать наступление 26 мая и завершить его к 20 июня. Затем оба корпуса перебрасывались против Мальты. Помимо них в захвате должны были участвовать три итальянских парашютно-десантных батальона, германская дивизия, пехотные соединения и даже отдельный батальон, укомплектованный трофейными советскими танками. Датой начала операции “Геркулес” назначили 10 июля.
Весь этот план был поломан Роммелем. Взяв в Тобруке огромное количество трофеев и пленных, он потребовал от дуче продолжить наступление на Египет. Фюрер поддержал любимца, и операцию “Геркулес” отложили на сентябрь 1942 года. Отсрочка оказалась фатальной…

Еще в мае при помощи авианосцев союзники перебросили на Мальту 60 новеньких истребителей, после чего вражеские бомбардировщики перестали чувствовать себя безнаказанно. Налаживаться движение конвоев, и уже летом нормы выдачи продовольствия на острове были увеличены.

И все же опасность сохранялась. Позже историки установили, что две первые недели июля 1942 года были периодом, когда немцы и итальянцы имели возможность взять Мальту, ничем не пожертвовав на других направлениях. Однако грезивший Нилом и пирамидами “лис пустыни” пренебрег маленьким, но грозным островом.
Ошибка стоила ему дорого. Уже с середины июля британцы наладили регулярное снабжение Мальты, и тот же Роммель стал жаловаться на недостаточное снабжение своей армии. Нехватка припасов оказалась одним из главных факторов, предопределивших поражение немцев в битве при Эль-Аламейне, захват союзниками всей Северной Африки, высадку их на Сицилии и капитуляцию Италии.
Возможно, удели Роммель чуть больше внимания Мальте, этого не случилось бы. Хотя нам-то сожалеть о его ошибке, конечно, не приходится…

В обороне Мальты многое напоминает героическую оборону Ленинграда. Правда, если в Ленинграде прямо на фронт из заводских цехов шли танки, то на Мальте речь шла о кораблях и доках. Добавим сюда разницу в климате. Все остальное не принципиально… Каждая из этих крепостей – пример массового героизма, каждую из них защищали не только солдаты и моряки, но и все жители. И если Ленинград стал городом-героем, то Мальта оказалась единственным государством, награжденным за свое участие во Второй мировой войне высшим британским орденом св. Георга.

На вопрос: почему же Мальта все-таки выстояла? – местные экскурсоводы, как правило, отвечают: свою землю защищали не только солдаты и моряки, но и все жители. Что ж… Это, безусловно, так. От себя можем добавить лишь одно: те три боевых самолета, которыми владела во время Второй мировой войны крошечная Мальта носили имена «Вера», «Надежда» и «Любовь». Не исключено, что именно эти ценности позволили маленькому народу победить…

В середине июля 2006 года в свет вышел номер журнала «Всемирный следопыт», целиком посвященный Мальте. Предыдущий такой номер того же издания увидел свет год назад. В создании обоих номеров команда Мальтависты приняла живейшее участие и как авторы, и как фотографы, и как консультанты 🙂 Статьи этого номера мы публикуем с любезного разрешения редакции журнала.

«Всемирный следопыт» #13, июль 2006 г.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ