Подводные рэки Мальты | Библиотека | Мальта для всех!

Подводные рэки Мальты | Библиотека | Мальта для всех!

103
0

Владимир Лютов

Едва ли на Средиземном море найдется более привлекательное для дайвера место, чем Мальта. Самое интересное здесь – это не рыбы и не морские растения, а подводный ландшафт: отвесы, пещеры, гроты и каньоны. Но главными достопримечательностями мальтийского дна являются рэки.

Под рэк-дайвингом (wreck-diving) подразумевают погружения на затонувшие корабли, но на самом деле так можно назвать путешествие к любому осевшему на дно объекту, созданному человеком. В омывающих мальтийские острова водах навечно бросили якорь корабли всех эпох — от деревянных финикийских галер до современных подводных лодок. Многие из них находятся на глубине более 40 метров и, благодаря своей труднодоступности, сохранились практически в нетронутом виде. Некоторые суда находятся под охраной государства и недоступны для дайверов-любителей. Но и разрешенных для погружения зон хватает с лихвой, причем диапазон глубин (от 9 до 75 метров) подходит как начинающим, так и опытным дайверам.

Стандартных правил подготовки к погружениям на затонувшие корабли не существует, и все дайверы проходят ее по-разному. Одни плавают только вокруг корабля, другие проникают внутрь надстройки и корпуса. По технологии рэк-дайвинг очень близок к кейв-дайвингу (погружениям в подводные пещеры), так как основной его особенностью является наличие твердого физического «потолка», то есть так называемой «надголовной среды». Она-то как раз и является определяющим фактором, влияющим на подготовку и проведение погружения. Но затонувшие корабли таят в себе опасности, которых нет в пещерах.

Есть шанс, что испортится погода, а это в свою очередь вызовет изменения состояния воды. Дайвер может потеряться в море или погибнуть в холодной воде. Обломки кораблей постоянно разлагаются и полны разрушающихся конструкций, острых краев и предметов, за которые можно зацепиться. В обломках кораблей обычно много входов, поэтому там легко запутаться.

При погружении на рэк очень важно знать историю гибели судна. Например, пассажирский паром, погибший в результате крушения, напоминает кладбище. Боевой корабль, подорвавшийся на мине, – музей или подводный памятник. А затопленный танкер, отслуживший свое, который проще потопить, чем разрезать на металлолом, похож на груду ржавого железа. Естественно, наибольший интерес дайверов вызывают рэки второй группы.

В годы Второй мировой войны Мальта оказалась в осаде. Начиная с 11 июня 1940 года остров бомбили итальянские и немецкие самолеты, у которых была база на Сицилии. Первые три недели, пока к англичанам не прибыло подкрепление, двум сотням вражеских бомбардировщиков противостояли только три устаревших английских самолета Gloster Gladiator и огонь немногочисленной зенитной артиллерии. Ожесточенные схватки в воздухе и на море продолжались до разгрома войск немецкого фельдмаршала Роммеля в ноябре 1942 года. За это время защитники Мальты вынесли около 3000 авианалетов и отразили несколько атак с моря. Немало британских кораблей и судов навсегда остались на дне и со временем стали объектами для рэк-дайвинга.

Самые интересные рэки Мальты

1. Эсминец Maori

На южной оконечности небольшой бухты под фортом Сент-Эльмо есть кафе, на стенах которого нарисованы эсминцы ВМС Великобритании Kelly, Jersey и Maori. От кафе к воде ведут ступеньки. Maori лежит примерно в 120 м к северу от них. Корабль затонул от попадания бомбы в феврале 1942 года, его подняли, отбуксировали поближе к берегу и опустили на дно бухты Сент-Эльмо у подножия песчаного склона на глубине 13-17 м. Орудия были сняты, а большая часть надстройки сейчас разбросана вокруг судна. Левый борт эсминца совсем ушел в песок и его не видно. Зато можно обследовать то, что осталось от носовой части и правого борта. Капитанский мостик не сохранился, и за него часто принимают сооружение, которое, скорее всего, предназначалось для корректировщика стрельбы. Стены его проржавели насквозь, поэтому можно легко проникнуть внутрь.

2. Баржа Carolita

В восточной части гавани Марсамшет, напротив эсминца Maori, находится остров Маноэль. Это остров лишь по названию, так как он давно связан с материком дорогой в Королевский яхт-клуб Мальты. Здесь достаточно места для парковки и подготовки снаряжения. Баржа Carolita была потоплена немецкой подводной лодкой в апреле 1942 года. Находится в прекрасном состоянии. Судно лежит на наклонной плоскости, нос — на глубине 6 м, корма — на глубине 25 м. Палуба плоская, а в небольшом отверстии передней части живет осьминог. Сразу за отверстием есть люк с трапом, ведущим внутрь судна. Однако проход настолько узок, что пользоваться им не рекомендуется. В машинное отделение можно проникнуть из поврежденной части судна и покинуть его через рубку, что обычно и делают дайверы.

3. Бомбардировщик Blenheim

Погружение к бомбардировщику Blenheim — увлекательнейшее приключение! Самолет лежит на дне примерно в 800 м к востоку от Xorb II-Ghagin на глубине 42 м. Точное местонахождение рэка известно немногим. За помощью рекомендуем обратиться к Рэю Чанчо в фирму Sport Diving Ltd. Именно он установил, что это бомбардировщик Blenheim, а не Beaufort, как считалось ранее. Иногда рычаг управления искушает дайвера занять кресло пилота, однако, чтобы не сломать небольшое сиденье, искушение все-таки лучше побороть.

4. Подводная лодка Stabborn (X-7)

Английская субмарина нашла свое последнее пристанище на глубине 60 м.
Она участвовала в атаке на немецкий линкор «Тирпиц» в норвежском Ка-фьорде в сентябре 1943 года, в нападении на конвой «Трондхейм» (Норвегия, февраль 1944 г.) и во многих других героических эпизодах Второй мировой войны, после которой была затоплена в учебных целях. Совершенно целый, но без орудий, корабль стоит на песчаном дне, слегка накренившись вправо. Проникновение внутрь не рекомендуется из-за его небольших размеров.

5. Торпедный катер S-31

Этот немецкий корабль обнаружен совсем недавно. Затонул в ночь на 10 мая 1942 года при постановке минных заграждений на подходе к порту Валлетта в ходе рейда 3-го дивизиона торпедных катеров, направленных на перехват британского минного заградителя Welshman. Остроту ощущений придают наличие торпед в аппаратах и глубина 63 м.

6. Эскортный миноносец Southwold

Спущенный на воду в мае 1941-го, он не прослужил и года. Затонул 24 марта 1942-го при спасении грузового транспорта Breconshire, доставлявшего в осажденную Мальту столь необходимые ей продовольственные припасы. Лежит на глубине 65—75 м, развалившись на две части. Корма и нос корабля находятся слишком далеко друг от друга, чтобы увидеть обе за время одного погружения.

7. Аттракцион для начинающих — буксир Rozi

К северу от Марфа Пойнт, напротив мыса с доком для паромов Мальта—Гозо, есть старый металлический причал. Примерно в 120—150 м от его края лежит буксирное судно Rozi.
40-футовый портовый буксир специально затопили в 1991 году как дополнительный аттракцион для пассажиров лодок со стеклянным дном. Это настолько популярное место, что многие туристы считают его посещение кульминацией пребывания на острове. Верх рэка находится на глубине 30 м, палуба — на 32 м.
Носовая часть Rozi с еще сохранившимися огромными автопокрышками, которые когда-то использовались в качестве буфера, выглядит довольно эффектно. Корпус снаружи и внутри в прекрасном состоянии. Проникнуть в рулевую рубку на передней части палубы не составит труда — для безопасности двери были сняты.

8. Корабль святого Павла

В августе 1990 года группой морских археологов были найдены останки парусного корабля. После ряда исследований ученые установили, что это судно потерпело крушение в I веке н.э. Специалисты считают, что именно на этом паруснике из Александрии в Рим везли апостола Павла. В Риме он должен был предстать перед судом кесаря, чего, однако, не произошло… Библия рассказывает, что на море поднялся сильный шторм и корабль, получив серьезные повреждения, пошел ко дну (ученые предполагают, что это случилось как раз неподалеку от Мальты). Святой Павел спасся от неминуемой гибели благодаря волне, вынесшей его на берег. Судно, принявшее на борт Павла, отличалось довольно внушительными размерами. На его борту, кроме двухсот семидесяти шести человек, находился еще и груз — мешки с зерном. Так рассказывается о корабле в Священном Писании.


Ежегодно на Мальте проводится международный конкурс подводной фотографии под названием «Голубой дельфин Мальты», который собирает любителей подводного мира со всего земного шара. Хорошая видимость позволяют фотографировать бесчисленные морские чудеса даже на большой глубине. Естественные яркие цвета, особенно оттенки красного и оранжевого, прекрасно фиксируются на пленке (при съемке на глубине 10–12 метров даже без вспышки).


Самостоятельные погружения
В дайвинг-центрах Мальты вы можете пройти обучение по любой из международных систем – PADI, CMAS, TDI и т.д. Сертификат, выданный на Мальте, очень котируется среди профессионалов. Если вы хотите обойтись без услуг инструктора, то для этого нужна медицинская справка, полученная на Мальте. Для этого нужно пройти осмотр у врача (при дайвинг-клубе), заполнить заявление, предъявить книжку регистрации погружений и действительный сертификат подводника и 2 фотографии.

Недавно на Мальте изменилось законодательство, касающееся детского дайвинга. Если раньше детям до 14 лет занятия дайвингом запрещались вовсе, то теперь погружение возможно в случае, если родители дали на это свое письменное разрешение.

В летние месяцы особенно активно движение катеров и паромов. Поэтому дайверам для собственной безопасности желательно отмечать места погружения специальным флагом «Альфа» (Alfa), который выдается в дайвинг-центрах.

В середине июля 2006 года в свет вышел номер журнала «Всемирный следопыт», целиком посвященный Мальте. Предыдущий такой номер того же издания увидел свет год назад. В создании обоих номеров команда Мальтависты приняла живейшее участие и как авторы, и как фотографы, и как консультанты 🙂 Статьи этого номера мы публикуем с любезного разрешения редакции журнала.

«Всемирный следопыт» #13, июль 2006 г.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ