Там, где живут джентльмены | Библиотека | Мальта для всех!

Там, где живут джентльмены | Библиотека | Мальта для всех!

50
0

Марина Друзь

Валлетта, как многие столицы мира, резко контрастирует с остальными городами страны. Если Мальтийский архипелаг — это прежде всего удивительные природные красоты, то центр государства можно смело назвать примером торжества урбанизации. Валлетта — это камни, солнце и толпы туристов, увлеченных поисками. Искомый объект — чаще всего не какая-либо достопримечательность — они здесь на каждом шагу! Гораздо сложнее найти тень, чтобы укрыться от палящего зноя. Однако коварство южного солнца не способно даже в самые жаркие месяцы сократить количество прибывающих в Валлетту туристов, причем те, кто здесь уже побывал, почти всегда стремятся вернуться.

Знакомство с городом не стоит начинать с карты — она напомнит вам чертеж, школьную тетрадь или, в лучшем случае, шахматную доску. Слишком строгое изображение одного из самых романтичных городов мира, залитого солнцем и овеваемого всеми ветрами Средиземноморья. Объясняется этот контраст просто. Знаменитый военный инженер Лапарелли, составляя по заказу Мальтийского ордена первый в истории европейского градостроения единый генеральный план столицы, спроектировал прямоугольную сетку улиц, которая позволяла видеть море из любой точки города. Задумано это было с практической целью — чтобы, идя по своим делам или просто прогуливаясь, любой житель города мог вовремя заметить приближающийся вражеский флот.
Сегодня некоторые гиды обвиняют Лапарелли в недальновидности: из-за природной неровности острова море видно далеко не отовсюду. Однако эти язвительные замечания объясняются банальным незнанием истории. По первоначальному замыслу строителей предполагалось срыть холмы, сделав территорию города абсолютно плоской. Работы были начаты, однако слухи о том, что турки планируют нападение на остров, заставили Орден бросить все силы и средства на возведение бастионов.
Вообще говорить о Валлетте в отрыве от истории Ордена иоаннитов практически невозможно. Даже свое имя столица получила в честь Великого Магистра Жана Паризо де ла Валлетта, руководившего обороной острова, когда в 1565 году турецкий флот осадил Мальту. Кстати, у столицы два названия. Первое, официальное, — Ла Валлетта — употребляют обычно иностранцы. Мальтийцы же, не боясь фамильярности, отбрасывают частицу «ла», а то и попросту называют ее «Город» (по-мальтийски — «Иль Белт»). Но эта простота поверхностна — о Валлетте говорят, что она создана «джентльменами для джентльменов», и это верно. Рыцари-аристократы вложили в ее возведение благородство души и безупречность вкуса, не забыв при этом о практической стороне дела. К примеру, многие улицы здесь упираются в лестницы с невысокими ступенями, скошенными под углом. И это, конечно, отнюдь не архитектурный просчет. Такая необычная конструкция была удобна рыцарям, носившим железные латы.

Но если про мальтийские лестницы можно сказать, что они созданы для воинов, то в остальном город выглядит так, что, прогуливаясь по его улицам, невольно задумываешься: а были ли на самом деле все те войны и осады, о которых написано в путеводителях? Голубое небо, яркое солнце и стены из желтоватого известняка создают впечатление, будто Валлетта выгорела на солнце, и ощущение безмятежности. К слову, разнообразный, практически неповторяющийся декор стен служит своего рода опознавательным знаком каждого дома, заменяя нумерацию.
Большинство путешественников попадает в Валлетту через Главные ворота, за которыми начинается основная городская магистраль — улица Республики, где сосредоточены важнейшие достопримечательности города. Всего в трех кварталах от Главных ворот находится Национальный археологический музей. Наиболее известные шедевры в его коллекции относятся к бронзовому веку — это статуя Венеры Мальтийской и «Спящая женщина» (та же богиня, но изображенная лежащей). Неуклюжая Венера с грудью матери, вскормившей дюжину детей, отличается от своих древнегреческих «тезок» более пышными формами и тем, что руки у нее на месте. Правда, голова отсутствует… Но зато «Спящая женщина» сохранилась удивительно хорошо, и ее современные копии охотно раскупают туристы.
Музей находится в бывшем здании «Прованского Обержа». «Оберж» в переводе с французского — постоялый двор, гостиница. Однако на Мальте эти приюты выполняли иные функции. Так назывались специальные, организованные наподобие монастырей, резиденции, где жили только что принятые в Орден рыцари. Принцип расселения был прост: иоанниты-соотечественники размещались под одной крышей и лишь через строго определенное время получали право покинуть «оберж» и самостоятельно выбрать место жительства.
На расположенной за музеем площади святого Иоанна возвышается Кафедральный собор. Он был воздвигнут в последней трети XVI века по проекту архитектора Джироламо Кассара, создавшего большую часть столичных достопримечательностей. И без того скромный фасад собора заметно пострадал во время Второй мировой войны: украшавшие колокольные башни водостоки в форме мифологических чудищ были безвозвратно утрачены. Но, как и во многих других зданиях столицы, здесь за внешней непрезентабельностью скрывается богатейшее содержание. Внутреннее убранство храма поражает роскошью и великолепием. Это не удивительно, ведь каждый вступающий в Орден был обязан внести свою лепту в украшение собора. Его пол покрыт мраморными плитами, под которыми покоятся 400 рыцарей. Надпись у бокового входа гласит: «Вы, идущие по мертвым, помните, что когда-нибудь пройдут по вам».

Пройдя чуть дальше по улице Республики, вы окажетесь у форта святого Эльма — основного фортификационного укрепления города, часть которого сегодня отдана Национальному военному музею. Во время Великой осады 1565 года форт сильно пострадал и после победы был фактически отстроен заново. За четыре века после закладки города он не утратил своего боевого значения: в 1941 году огонь с его стен вынудил отступить итальянский флот. Форт святого Эльма, как и почти все крепостные стены, башни, площади и улицы города, постоянно служит сценой для спектаклей на военно-исторические темы. Самый известный из них, «Ингвардия», повествующий о славном прошлом Мальтийского Ордена, разыгрывается более двадцати раз в год в любую погоду.

Чего городу не хватает, так это зелени. Видимо, рыцари считали, что свежего воздуха вполне достаточно, а пространства для жилья не хватает. Поэтому закон запрещал землевладельцам разбивать сады внутри крепостных стен. На всю Валлетту приходится всего три «оазиса». Это оттесненные к стенам форта сад Гастингса и сады Верхняя и Нижняя Баракка.
С панорамной площадки Верхней Баракки хорошо видна гавань, всегда заполненная судами. Среди них неизменно привлекают внимание ярко раскрашенные мальтийские лодки «дайсы», чьи острые, приподнятые носы украшены нарисованными глазами. Форма и раскраска лодок — наследие античных времен. Жившие на Мальте финикийцы верили, что глаз на носу судна помогает не только найти дорогу к берегу, но и отпугнуть возможных врагов — морских чудовищ и пиратов. Правда, современные «дайсы» редко обходятся без мотора, а их владельцы не верят в сирен и прочую нечисть. Но, тем не менее, морские традиции хранят свято.
Побывав в XIX веке на Мальте, премьер-министр Англии лорд Дизраэли говорил о Валлетте: «Если она не превосходит любую европейскую столицу, то по крайней мере ни в чем им не уступает». И в XXI веке вряд ли найдется путешественник, который с этим не согласится.

В начале июля 2005 года в свет вышел номер журнала «Всемирный следопыт», целиком посвященный Мальте. В создании этого номера команда Мальтависты приняла живейшее участие – и как авторы, и как фотографы, и как консультанты 🙂 Статьи этого номера мы публикуем с любезного разрешения редакции журнала.

«Всемирный следопыт» #12, 2005 г.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ