Усекновение главы Иоанна Крестителя | Библиотека | Мальта для всех!

Усекновение главы Иоанна Крестителя | Библиотека | Мальта для всех!

42
0

Игорь Шауб

В церквях Мальты и Гозо хранится немало произведений живописи, но в подавляющем большинстве это работы мастеров «второго эшелона». На таком невыразительном фоне еще более значительными выглядят картины Микеланджело да Караваджо — единственного гения, творившего на Мальте.
Считается, что Караваджо скрывался здесь от итальянских властей, преследовавших его за непреднамеренное убийство. Из восьми картин, написанных им на острове в 1608 году, сохранились три: «Спящий Купидон» (галерея Палаццо Питти во Флоренции), а также «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя», находящиеся в столице Мальты. Рыцари Мальтийского ордена считали Иоанна Крестителя своим покровителем. Они заказали Караваджо полотно, сюжет которого был взят из Нового Завета. Художник был даже посвящен в «рыцари милости», но вскоре, после того как он оказался замешан в скандале, ему пришлось бежать с острова.
Согласно библейскому тексту, Иоанн Креститель, обличал правителя Галилеи Ирода Антипу за незаконную связь с женой брата, Иродиадой, за что был заключен в темницу. Чтобы довести месть до конца, Иродиада подговорила свою дочь, прекрасную Саломею, танцевать перед царем и просить в награду за это голову святого. Палач казнил Иоанна и передал Саломее его голову на блюде. Момент убийства Иоанна в тюремном дворе и запечатлен художником. Кроме Саломеи (с блюдом) на картине присутствует еще один женский персонаж. Некоторые исследователи считают, что это Иродиада (правда, несколько смущает ее жест, напоминающий выражение отчаяния).
Знаменитое полотно находится в Соборе святого Иоанна. Это единственная картина, которую Караваджо подписал — его автограф можно видеть в нижней части полотна, на крови святого. У картины есть все черты, характерные для позднего творчества Караваджо: беспощадно-объективный взгляд на натуру, контрастирующие с резким светом, почти черные тени и драматический пафос. Здесь отражена одна из главных тем последнего периода жизни художника — тема смерти.

Наш сайт также писал о некоторых подробностях пребывания Караваджо на Мальте, если эта тема вам интересна, читайте статью.

В начале июля 2005 года в свет вышел номер журнала «Всемирный следопыт», целиком посвященный Мальте. В создании этого номера команда Мальтависты приняла живейшее участие – и как авторы, и как фотографы, и как консультанты 🙂 Статьи этого номера мы публикуем с любезного разрешения редакции журнала.

«Всемирный следопыт» #12, 2005 г.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ