Путешествие на Мальту | Библиотека | Мальта для всех!

Путешествие на Мальту | Библиотека | Мальта для всех!

103
0

Татьяна и Александр Чумак

Все слышали про далекий остров Мальта. Многие знают, что этот остров находится в Средиземном море. Все видели мальтийский крест и некоторые даже смогут его нарисовать. Кто-то что-то слышал о мальтийских рыцарях.

И вот в этом году мы решили посетить Мальту с двухнедельным визитом и все наши отрывочные знания об этом острове расширить и углубить.

Мы – это муж и жена образца 1953 года, живём в подмосковном Королёве.

История с географией

(Ликбез. Кто знает, может не читать!)

Мальта расположена в самом центре Средиземного моря между итальянской Сицилией (90 км) и африканским Тунисом (230 км).

Мальта находится на самом юге Европы, поэтому и погода здесь соответственная – солнце круглый год, температура не ниже +12-15 зимой, и не выше +35 летом. Хотя, случались и казусы! В 1999 году в январе выпал град, а в августе был зафиксирован абсолютный пик температур за всю историю измерений – +43 в тени.

Как государство, Мальта состоит из множества островов, островков и камней, образующих Мальтийский архипелаг. Наиболее крупные и заселённые из них это остров Мальта (246 кв. км.), подросток Гозо (67 кв. км.) и малышка Комино (2,7 кв. км).

Общая площадь государства – 316 кв. км (это одна треть Москвы!). Население – 420 тысяч человек (это как Курск!), столица – город Валетта.

По плотности населения Мальта занимает третье место в мире (после Монако и Сингапура) и является одной из трёх стран в Европе, где английский язык государственный.

Флаг республики Мальта очень прост. Левая половина простыни – девственно белая с крестиком в углу, правая – недевственно красная. Всё!

А крестик на флаге не мальтийский, как можно было бы предположить, а орден святого Георгия, награда мальтийцам от короля Великобритании за мужество и героизм, проявленные во второй мировой войне.

Мальта – одна из древнейших цивилизаций мира, на ней найдены самые древние искусственные сооружения Земли, они старше египетских пирамид на 1000 лет и занесены в книгу рекордов Гиннеса.

Первые поселенцы появились на острове около 4000 лет до нашей эры. С тех пор, благодаря своему географическому положению, территория архипелага никогда не пустовала.

Здесь была торговая база финикийцев, затем остров был захвачен Карфагеном, потом перешел к римлянам. После распада Римской империи Мальтийский архипелаг находился под властью Византии, а затем был захвачен арабами.

Но самое интересное и романтическое в истории Мальты связано с рыцарями «Суверенного Военного Ордена Госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты», которые поселились здесь в 1530 году и чей восьмиконечный белый крест и стал впоследствии называться мальтийским.

Мальтийский орден оказал большое влияние на политику, экономику и облик мальтийского архипелага. В этот период были сооружены основные портовые и оборонительные укрепления, великолепные дворцы и церкви в стиле барокко, крепости, арсеналы, госпитали. В редкой по своей красоте гавани, «с чистого листа» была построена столица государства – город-крепость Валетта.

В 1551 году громадный турецкий флот Сулеймана Великолепного занял остров Гозо а в 1565 году напал на Мальту. Великая Осада стала одной из героических страниц в истории Мальты. Несколько месяцев рыцари и местные ополченцы при жестоком дефиците провизии, воды и боеприпасов отражали атаки неприятеля – и отразили!

В 1798 г. остров захватил Французский император Наполеон Бонапарт, после чего рыцари нашли кратковременный приют в России.

Надо сказать, что история взаимоотношений Мальты и России имеет давние корни. И Петр I и Екатерина II высоко ценили стратегическое значение острова Мальта и планировали создание военного союза против мусульман на Средиземном море.

Поэтому Павел I посчитал захват Наполеоном Мальты личным оскорблением, приказал обозначать Мальту «губерниею Российской империи» и стал покровителем ордена. Изображение Мальтийского креста даже появилось на двуглавом орле взамен изображения Георгия Победоносца. Тогда же был учреждён высший дворянский «орден святого Иоанна Иерусалимского». Мальтийским крестом были награждены многие высокопоставленные чиновники и полководцы, в частности Б. Шереметев, А. Суворов, Ф. Ушаков, М. Кутузов, Г.Державин.

Этот же крест стал эмблемой и нагрудным знаком Пажеского корпуса – самого привилегированного военного учебного заведения дореволюционной России.

Но в конечном итоге этот орден сыграл роковую роль в судьбе Павла I. Захват Мальты в 1800 году англичанами послужил причиной разрыва союза России с Англией и установлению отношений с Францией. Дворяне, недовольные таким шараханьем во внешней политике, а также обеспокоенные присутствием мальтийских рыцарей при дворе, избавились от императора.

После убийства Павла I его сын Александр I всех рыцарей отправил восвояси, а мальтийский крест убрал с двуглавого орла.

К середине XIX века «Мальтийский орден» превращается из военной в духовно-благотворительную организацию, чем остаётся и поныне.

В 1992 году Указом президента России дипломатические отношения с мальтийским орденом были восстановлены, правда, ни одного гражданина России в его рядах нет.

Во время второй мировой войны на Мальте размещалась военно-морская база союзников, которую фашисты методично и безжалостно бомбили.

Британской колонией Мальта оставалась вплоть до 1964 года, а до 1979 года была британской военной базой.

Британское влияние на Мальте ощущается до сих пор. Это левостороннее движение, маленькие уличные кэбы – карроцины, почтовые ящики в виде красных тумб, красные телефонные будки с британским львом, электророзетки английского образца с тремя дырками, умывальники с пробкой, британская система образования и ещё много чего по мелочи.

Москва – Мальта

Театр начинается с вешалки, а путешествие на Мальту началось с дороги, вернее с воздушного коридора между аэропортом Домодедово и аэропортом Лука (будем справедливы, аэропорт называется Лу’а – примечание MaltaVista.ru).

Очень впечатлила процедура предполётного досмотра! Каждому пассажиру было выдано пластиковое корытце, куда надо было положить обувь и содержимое карманов. Затем корытце отправилось на рентген, а пассажиры в рамку, после успешного прохождения которой, их тушки добросовестно ощупала симпатичная пограничница в белых перчатках.

Загрузившись в один из 12-ти «Боингов» компании «AirMalta», мы в течение четырёх часов наслаждались полётом, во время которого нам предложили легкий завтрак (с мальтийским вином!) и увлекательный фильм, где силуэт самолетика полз по глобусу из Москвы на Мальту, оставляя за собой красненькую линию.

После полуторачасовой очереди на паспортный контроль в лукском аэропорту, мы, наконец, полной грудью вдохнули воздух древней и загадочной Мальты.

Город и отель

Перед поездкой на Мальту, потратив много время на маркетинговые исследования и выбор отеля, мы сделали вывод, что на Мальте нужно заселяться только в пять звёзд. И не ошиблись.

Наш отель «Краун Плаза»***** находился в городе Слима, в самой курортной части Мальты. Слима расположена на полуострове и если встать на перекрестке возле отеля, то направо через квартал видно Средиземное море, а налево через квартал видно то же море, только это слимский залив.

Отель имел всё то, что мы привыкли называть английским стилем: дубовые панели, ковры, зеркала, вращающиеся двери и тишину. А возле лифтов стояли голубые огнетушители, наверное, чтобы тушить голубой огонь…

Номер, который нам вначале предложили – не впечатлил, но после некоторой доплаты нам дали почти «президентские» аппартаменты огромных размеров с диванами, креслами, журнальным столиком и длинным балконом, который заходил за угол и с которого открывался вид на бескрайнее море. Направо был вид на большую стройку, налево на котлован с экскаватором, а внизу перед морем находился отельский бассейн с лежаками, зонтиками и кафетерием. Бассейн этот располагался на отдельной территории, которая в неспокойные времена была «Кембриджской» батареей, и от которой остался трехэтажный каменный ров и железные станины пушек.

Знакомство с территорией отеля началось с разочарования. Вечером пошли мы искать отельский пляж, но найти его так и не смогли. Были у моря какие-то пустые кафешки, бассейны без воды, поломанные зонтики, ржавые железные сетки, безлюдные навесы, везде мусор и пустые бутылки. Нигде ни одной надписи «Crowne Plaza». В итоге пляж мы так и не нашли и от моря ушли расстроенные. В путеводителях же писали о благоустроенном пляже и бассейнах с морской водой. И даже фотография была. И на рецепшене тоже все показывали рукой прямо на море и говорили: «пляж вот там!».

На другой день произошло чудо – бассейны были полны морской воды, в кафешках пахло едой и играла музыка, а прилежные пляжные «бои» таскали лежаки, матрасики и пепельницы. Мусор, правда, остался.

Оказывается пляж имел свое название, а с отелем у него была договоренность на бесплатное обслуживание постояльцев. А собственно пляж это огромный плоский камень с дырками для вставляния зонтиков и со ступеньками для входа в море. Но вода в море была чудесная, чистая, тёплая, но по-средиземноморски солёная. На камнях у воды там и сям присутствовали морские ежи и крабы.

Лишний раз мы убедились, что Мальта это не «Баунти райское наслаждение»! Мальта это не утопающие в зелени белые песчаные пляжи, окружённые родниками и благоухающими цветами. Лесов и рек на Мальте нет. Питьевую воду привозят из Италии, а бытовую получают из морской путём опреснения. Песчаных пляжей почти нет. Мальта это огромный камень, вылезший из волн Средиземного моря, на котором растут только редкие ананасообразные пальмы, кривые деревья, жёсткие пустынные кустики, агавы, кактусы-опунции и овощные культуры, посаженные и заботливо возделываемые руками мальтийцев. К этому надо быть готовым, чтобы не оказаться разочарованным!

Правда, говорят, что в незапамятные времена на Мальте росли отличные корабельные пальмы. Но мореходы-финикийцы их все вырубили. Потом и пни выкорчевали. Корни деревьев не удерживали больше почву, и ветры сдули ее в море. Тогда у аборигенов и родилась идея со всех кораблей, заходящих в мальтийские порты, брать плату мешками с землей.

А подлый экскаватор в котловане был оборудован огромным отбойным молотком и каждый день начинал свою работу в 7-15 утра, так что будильник нам был не нужен.

Мальта и мальтийцы

Мальта – удовольствие дорогое. Вообще, путешествие в дальние страны – мероприятие затратное по определению. За границей всё дороже, чем у нас! И Мальта это лишний раз подтвердила.

В стране, для которой туризм является существенной статьей дохода, туристы платят за всё! Платят за вид с балкона, за чистое море, за горячее солнце, за историю, за культуру, за достопримечательности.

То, что на Мальте стоит какие-то 3-4 смешные лиры, в переводе на наши деньги стоит целых 250-340 рублей! Об этом в отпуске как-то забывается.

(приведённые ниже цены местами явно завышены, будьте бдительны – примечание MaltaVista.ru)

Банка пива в супермаркете – 35-80 мальтийских центов (30-70 рублей).

Бокал пива в кафе на пляже – 1,5 лиры (127 рублей).

Бутылка местного сухого вина в супермаркете – 2,5-8 лир (200-700 рублей).

Билет в мальтийские музеи – 1-2 лиры (85-170 рублей).

Бензин – 50 центов за литр (42,5 рублей).

Прогулка на кораблике 6-10 лир (500-850 рублей).

Место в лодке у морских достопримечательностей (8 человек, 10 минут катания) – 2 лиры (170 рублей).

Прокат машины на 12 дней нам стоил 12 лир в сутки (1020 рублей).

Питание на Мальте тоже не дешевое. На завтрак у нас был отельский шведский стол с английским меню (например, блинчики с кленовым сиропом!), обедали мы на пляже легким перекусоном, а вот ужинали в многочисленных приморских ресторанчиках, и, как правило, брали два горячих, один салат и бутылку мальтийского сухого вина. Такой ужин стоил 18-23 лиры (1500-2000 рублей!).

Путем многочисленных проб и ошибок мы открыли для себя отличный ресторан «IL Galeone» на набережной Слимы в одном квартале от отеля, где на третье посещение для нас напечатали меню на русском языке.

Что касается мальтийской национальной кухни – мы такой не обнаружили! Везде присутствовала типичная средиземноморская еда: морепродукты, мясо, спагетти, салаты, вино, оливковое масло, соусы. Повсеместно рекламируемая мальтийская кулинарная фишка – жареный кролик, как-то не впечатлил. Мне он показался жестким и костлявым как жареный велосипед!

Типично мальтийскими были мягкий белый хлеб и газировка «Кинни», напиток с запахом апельсина, целебных трав, можжевельника, кактуса, хвои, горячего солнца и морского прибоя. Её барыжат только на Мальте и мальтийцы пьют её днем и ночью.

Нарисовать портрет типичного мальтийца – дело непростое! То же самое что описать типичного русского, китайца, американца или еврея. Но если постараться, то получится следующая картина: его фамилия будет Спитари, он будет невысокого роста, смуглым, кареглазым, черноволосым, в татуировках, с пирсингом и очень толстым!

Вот такие вот итало-арабы с примесью африканской крови, да ещё и бывшие британскоподданные. Кстати, на Мальте нельзя делать две вещи – считать, что мальтийцы это арабы и сомневаться в том, что Святой Павел был на Мальте!

А Спитари – там самая распространенная фамилия, эту фамилию давали в детских приютах незаконнорожденным детям госпитальеров, так что большинство мальтийцев могут по праву считать себя потомками рыцарей.

Характер у мальтийцев – неспешный, спокойный, обстоятельный, самодостаточный. Остров маленький, никто никогда никуда не торопится.

Все мальтийцы добросовестные католики, по воскресеньям они в праздничных одеждах всем семейством ходят в церковь и практически не употребляют алкоголь.

В стране запрещены разводы и аборты, поэтому к семейной жизни мальтийцы подходят очень серьезно. Практически единственной формой развода является «раздельное проживание», разрешённое и удостоверенное исключительно судом. Но если женщина при этом заведёт шашни на стороне, она будет лишена алиментов. Закон суров, но это закон!

На Мальте нет безработицы, беспризорных детей, бомжей и бродячих собак.

Вопреки расхожему мнению, преступность на Мальте всё-таки есть. Тюрьма находится в городе Паола, там сидит 280 человек. И если пересчитать это количество на миллион жителей(на самом деле, в стране 400 тысяч жителей – примечание MaltaVista.ru), то получится картина, типичная для всей Европы.

Однако криминальная обстановка спокойная, остров маленький, почти все между собой знакомы или родственники или в одной школе учились. Все личности с тёмным прошлым давным-давно сосчитаны, переписаны и сфотографированы, а если где-то что-то и своруют, то считается что это плохие мальчишки с соседней Сицилии.

Угона машин не бывает (это не так, просто их воруют не с целью перепродажи, а исключительно из хулиганских побуждений – примечание MaltaVista.ru). Остров же! На тесных парковках их оставляют с ключами в замках, чтобы «проблемные» машины парковщик смог переставить (возможно, кто-то так делает, но сами никогда не оставляйте ключи в машинах – тачку, может, и не угонят, но изнутри обчистят только так! – примечание MaltaVista.ru).

Общаться на Мальте больше всего нам приходилось именно с ними. Они очень важные и своими белыми фуражками похожи на капитанов круизных лайнеров.

К концу отпуска я начал подозревать, что эти менеджеры парковок обязаны только руководить паркованием, но никак не брать за это деньги (они, вообще, ничем никому не обязаны. практически все парковщики на Мальте – самозванцы. другое дело, что спорить с ними подчас себе дороже. – примечание MaltaVista.ru). При выезде с парковки у Голубого Грота на мой вопрос: «Сколько?», он ответил типа: «А сколько не жалко!».

А у ворот в Валетте:

— «Сколько?»

— «Лира!».

— «Почему? Вчера было 50 центов!»

— «Хорошо! 50 центов!».

Кстати, во многих ларьках ценников нет, наверное, там цена зависит от внешнего вида покупателя.

В Валетте на оживленной туристской улице мы видели такую картину. Сидят в тенёчке два здоровых бугая, пьют «Кинни», держат на коленях чудную миниатюрную белую собачку в бантиках и …в синих очках и разрешают всем желающим с ней сфотографироваться. За две лиры. От желающих нет отбоя!

Зачем работать если есть такая собачка!

Однажды в холле нашего отеля мы видели настоящих мальтийских рыцарей. (Мне хотелось бы так думать!). Это были красивые фактурные мужчины в строгих костюмах с блестящими пуговицами. На лацканах их пиджаков на разноцветных ленточках висели и сверкали разные мальтийские крестики. Их сопровождали породистые, благоухающие дамы в декольте и с бриллиантами в ушах. Наверное, это была какая-то очередная рыцарская тусовка.

Как раз в это время и появились мы – в шортах, панамках и с ластами!

На Мальте очень любят всякие салюты и фейерверки! Почти каждый вечер над островом в разных местах вспыхивали разноцветные огненные кусты. Несколько раз в году там даже проводятся фестивали фейерверков.

Мальта – идеальное место для подводного плавания. Остров каменный, вода в море очень чистая, а наличие под водой гротов, пещер и останков кораблей, затонувших во время бесчисленных войн, делает дайвинг на Мальте очень интересным занятием.

Мальта – общепризнанная школа английского языка. Мальтийцы разговаривают на двух языках, а английский является вторым государственным. Здесь более 30 лицензированных школ, в которые приезжают школьники и студенты со всей Европы, обучение языку здесь значительно дешевле, чем в Великобритании.

Интересно решают мальтийцы проблему бытового мусора. Его складывают в пакеты и выставляют на улицу, чтобы мусорные машины его забирали. Но машин я что-то не замечал, а мусор этот стоит везде.

И вообще весь остров как-то неухожен. Кажется, что на старых зданиях осела ещё пороховая гарь времен Великой Осады, многие дома заброшены и смотрят на мир разбитыми и пыльными окнами, зелени в городах мало, хотя мест для озеленения достаточно. Всякие заборы, ворота и загородки давным-давно требуют починки и покраски. Везде валяются пластиковые бутылки, банки, газеты, пакеты. Это не Испания, где каждый сантиметр засажен стриженым газоном и где мостовые моют шампунем!

И хорошо, что для поездки на Мальту мы выбрали конец весны, так как летом вся скудная растительность на каменистом острове сильно выгорает, а в сентябре по полям раскидываются удобрения и навоз, тогда мальтийский воздух пропитывается этими чудными запахами (последнее утверждение про воздух – домысел; на севере Мальты – вокруг свалки – воняет всегда, в остальных местах – в зависимости от направления ветра. – примечание MaltaVista.ru).

Мальта – страна бродячих кошек. В любом обитаемом месте можно увидеть кошку породы «Котикус Бездомнус». Живется им вольготно, жители их подкармливают, везде стоят коробочки с водой, объедками и сухим кормом. В стране круглогодичного лета они интенсивно плодятся, ловят мышей и спят на тёплых капотах мальтийских автомобилей.

Мальта автомобильная

Автомобильный парк Мальты представлен всеми существующими марками. Но пристрелянный взгляд обнаруживает совсем нам незнакомые индийские «Марути» и «Тата», много старых английских «Мини», «Роверов», «MG», «Морисов» и «Воксхоллов». Есть наши ВАЗы 2104, 05, 08, 09, 099, есть даже «Таврии», естественно все с правым рулем.

Взяв машину напрокат, я испытал настоящий шок от левостороннего движения! За весь свой 30-летний водительский стаж я ни разу не сидел за рулем справа! Левая рука не умела переключать передачи и никак не хотела этого делать, правая же наоборот все время билась в дверь и пыталась нащупать ручку. Тело заученно поворачивалось направо при езде задним ходом. Левый габарит совершенно не чувствовался, я все время заезжал колесами на бордюр, а один раз даже сложил левое зеркало об стенку дома. А глаза только через пару дней догадались, что если посмотреть налево вверх, то там будет зеркало, в котором видно то, что творится сзади! Хорошо, что хоть все педали были на месте…

Бензин очень дорогой, но его надо мало, весь остров в длину 27 километров.

В курортной части Мальты города расположены очень плотно, один город переходит в другой безо всякого предупреждения, дорог очень много. Карта, купленная за деньги, была практически бесполезна, плутали мы постоянно, чуть зевнул поворот, а вот уже другой город, потом край острова и видно море! В конце отпуска мы ездили практически по компасу, по солнцу и по ориентирам. Оглянешься по сторонам – там, где виден высокий купол церкви кармелиток – там Валетта. Вперёд!

Магистрали на острове хорошие, разметка, указатели, знаки, отбойники, всё есть. А второстепенные дороги отвратительные, узкие, с битым асфальтом, ямами и ненормативной лексикой. В городах асфальт был положен, наверное, ещё при рыцарях, он отполирован до зеркального блеска и любое резкое движение рулем или педалями вызывает дикий визг резины.

Много машин с поцарапанными углами, по средневековым улицам, где еле разъезжались всадники в латах, автомобилям ездить не просто.

А вот модных в России синих лампочек почему-то нет. Отсталая страна…

Особая достопримечательность Мальты это её автобусы. В большинстве своём это древние английские машины марки «Бэдфорд» и «Лейланд» 50-60-х годов, характерного яркого окраса. На Мальте у автобусов белая крыша, желтые бока с оранжевой полосой и чёрные крылья у капотников, на острове Гозо – белая крыша и серые бока с красной полосой.

У многих автобусов нижняя часть, в соответствии с автомобильной модой того времени, выглядит, как увеличенный в pазмеpах профиль амеpиканcкого легкового автомобиля, cо cпаpенными фарами и акульими хвостами сзади.

Стекол в окнах автобусов, как правило, нет, двери всегда открыты, а то и заварены. Плату за проезд берёт водитель, а чтобы сойти нужно дернуть за специальный шнурок в салоне, тогда возле шофёpа звякнет велосипедный звонок и на следующей остановке автобус остановится.

Миниатюрные копии этих красавцев продаются во всех сувенирных лавках острова. Я купил!

То, где мы были и то, что видели

Сказать что Мальта остров-музей – значит не сказать ничего!

Плотность исторического наследия Мальты просто потрясает – несколько веков истории на один квадратный метр!

С мальтийским архипелагом связано множество мифов, преданий и легенд.

На острове Гозо в пещере жила нимфа-соблазнительница Калипсо, в сладком плену которой долгих семь лет пребывал древнегреческий мореплаватель Одиссей. В далёкой Итаке его безутешная жена лила горючие слёзы от разлуки с любимым, а любимый между тем сделал Калипсо четырёх сыновей.

В 60 году нашей эры после страшной бури и последовавшего затем кораблекрушения на острова был выброшен апостол Павел, который плыл на суд в Рим. Святой прожил здесь некоторое время, превратил всех ядовитых змей в безобидных ужей и обратил мальтийцев в христианство, в чём мы, кстати, нисколько не сомневаемся.

Валетта

«Город, построенный джентльменами для джентльменов». Население около 100 тысяч жителей. Город построен целиком по единому параллельно-перпендикулярному плану после Великой Осады 1565 года и назван в честь Великого Магистра Жана Паризо де Ла-Валетта. Почти все здания являются архитектурными шедеврами XVI века.

Валетта – город-крепость, город-музей, город-герой!

Валетта это время, остановившееся в средних веках!

Это неприступные крепостные стены со сторожевыми башнями и головокружительно-глубокие рвы с разводными мостами. Это дома из «песочного печенья» с резными каменными украшениями и угловыми фигурами святых. Это закрытые балконы, похожие на комоды. Это узкие улочки, затрудняющие ведение городского боя, с широкими и низкими ступенями, удобными для скакания на лошадях. Это боевые пушки, поставленные у входа в соборы всех существующих святых мирового и регионального значения.

С перекрёстков Валетты на трёх сторонах света видно море. Это крупнейшая и самая удобная в мире естественная гавань.

Во время прогулок по городу в памяти всё время возникали картинки из исторических кинофильмов и прочитанных в детстве книжек – рыцари в стальных доспехах и красных мантиях, принцессы в кружевных платьях и остроконечных шляпах, золочёные кареты, тяжёлые галеоны с мальтийским крестом на парусах и медленные пушечные дымы морских сражений.

Сильное впечатление на нас произвела Валетта со стороны моря, когда мы плавали на экскурсию по Большой Гавани. Всё увиденное можно охарактеризовать двумя словами: «грандиозность» и «неприступность»!

В Валетту мы ездили несколько раз. Посмотрели фильм на русском языке про историю Мальты (очень интересно!), посетили сады Баракка со скульптурами и видом на Большую Гавань, посмотрели на осадный колокол, стоящий над морем. Посетили ко-кафедральный собор (его каменный пол выложен из 400 рыцарских надгробий из мозаичного мрамора, в соборе хранятся две картины итальянского живописца Караваджо), побывали во дворце Великого Магистра (гобелены, картины, ковры, мебель, доспехи, зал заседаний парламента), посетили оружейную палату (можно не ходить, там выставлены десятки одинаковых доспехов, мушкетов, арбалетов и пушек, а билет стоит 2 лиры!). Зашли в церковь имени кораблекрушения Святого Павла (абсолютно не сомневаясь в этом, полюбовались на его золочёную кисть и кусок колонны, на которой ему отсекли голову), посетили англиканскую церковь и церковь кармелиток (ну, церковь и церковь, зато самый высокий купол в Валетте). Побывали в форте Святого Эльма на театрализованном представлении «In Guardia», где рыцари в латах и красных одеждах проводят строевой смотр, маршируют и, под визги детей, бабахают из настоящих мушкетов и пушек.

Но самое незабываемое впечатление осталось просто от прогулок по улицам этого необыкновенного средневекового города.

Три города

Три города – Витториоза, Коспикуа и Сенглея, расположенные к юго-востоку от Валлетты по другую сторону Большой Гавани, образуют единый мегаполис (ну, мегаполис – это громко сказано, общее население всех трёх городов едва дотягивает до 13000 человек – примечание MaltaVista.ru). Именно здесь в 1530 году обосновались рыцари, когда они впервые прибыли на Мальту.

Форт Св. Анжело стал первой резиденцией Великого Магистра на Мальте. Позже рыцари построили новые фортификационные линии, защищающие все три города и названные Линиями Коттонера в честь Великого Магистра Николаса Коттонера. Три города – это единственное место в Европе, где крепости защищены не одним, а двумя рядами неприступных каменных стен.

Над морем на углу крепостной стены города Сенглея стоит знаменитая гранёная башня с шариком – Ведетта, ставшая символом Мальты. На ней изображены глаз, ухо и птица – типа «всё вижу, всё слышу, всё знаю, везде тебя найду!»

Дальше на юге находятся причалы, доки, порты, склады, судостроительные и судоремонтные предприятия, короче, ничего интересного.

Везде мусор и кошки.

Рыбацкий поселок Марсашлок

Поездка туда была нашим первым автомобильным путешествием на Мальте. Ехать туда было долго и далеко, километров 10!

Дело было в воскресенье, и был там знаменитый рыбный базар. На базаре продавали всё, начиная от морских гадов и кончая китайскими игрушками. Очень понравилась полутораметровая рыба-меч, особенно меч и средняя часть гигантского тунца, который живьем был, наверное, метров 5!

Везде мусор и кошки, жующие морепродукты.

На морской глади залива качались сотни глазастых лодок «луцци» весёленькой сине-жёлто-красной раскраски. Это местная достопримечательность, они все разные и имеют имена собственные. На носу лодки наклеены два голубых глаза, чтобы лодка видела куда её черти несут. Когда лодка стоит на привязи, глаза занавешивают тряпочкой, чтобы они спали.

Голубой грот

После Марсашлока все уважающие себя туристы едут в Голубой Грот. Мы тоже поехали.

Весёлые лодочники, они же экскурсоводы, по 8 туристов за раз, за две лиры с носа катают туристов к гротам, где темно, прохладно, гуляет эхо, плещется голубая вода и растут розовые водоросли. Обратно все туристы приплывают со счастливыми лицами!

На горизонте стоит ящикоподобный необитаемый остров Филфа. На нём есть источники пресной воды, и он издавна был яблоком раздора у всех местных флибустьеров. Говорят, французы там снимали фильм про графа Монте-Кристо. Сейчас в нём заповедник.

«Город мастеров» Та-Куали

Если ехать из Валетты на юг острова, то перед городом Мдина будет поворот направо в посёлок мальтийских умельцев. Здесь можно выбрать и купить разные сувениры из дерева, металла, ткани, керамики, бумаги и стекла на память о Мальте, причём дешевле, чем в других местах острова.

В стеклодувные мастерские пускают туристов и можно увидеть как легко, быстро и просто выдувается вазочка, абажурчик или слоник, которые рядом в магазине Вам предложат за определённое количество мальтийских лир.

Везде мусор и кошки.

«Город тишины» Мдина

Древняя столица Мальты – молчаливый город-крепость Мдина встретила нас грохотом отбойных молотков, ремонтирующих площадь перед собором и гомоном английских, немецких, итальянских, французских, японских и прочих туристов.

Город впечатлил! Ему 4000 лет!

Это – маленькая неприступная крепость, построенная из песчаника далеко от моря из-за набегов и наплывов пиратов. Город имеет всего два входа с разводными мостами, там живет 400 жителей. Как и положено крепости, Мдина расположена на холме, имеет глубокий ров и высоченные стены, с которых видно всю Мальту и искрящееся Средиземное море.

Мдина имеет полный набор любимых туристами атрибутов – лабиринты узких улочек, глухие стены, замки, монастыри, соборы, арки, бастионы, фонари, флаги, мосты, скульптуры, доспехи, лошади, колокола, пушки, кафе, сувениры, открытки…

В Мдине находится собор Св. Павла – главный кафедральный собор острова (а тот что в Валетте – не главный, ко-кафедральный), дворец Ингуанец, дворец Св. Софии, церковь Кармелиток, дворец Архиепископа и темница.

Музей пыток в темнице, второй по обилию коллекций после лондонского, построен с такой изобретательностью, что невольно проникаешься уважением к его создателям за профессионализм и тонкое знание предмета. Весь музей представляет собой наглядное пособие по теории и практике применения средневековых инструментов и приспособлений для пыток. А сделанные с любовью из воска и красной краски висельники, отрубленные руки, ноги и головы оставят у туристов незабываемые впечатления от этого музея на долгие годы.

Перекусили в ресторанчике на крепостной стене Мдины, сверху посмотрели на Всю Мальту, сравнили с картой. Надо же, похоже!

Сосед молчаливой Мдины – город Рабат

Рабат находится прямо перед воротами Мдины. Представляет собой типичный сонный средневековый город.

Достопримечательности – музей Античной и Римской истории, церковь Св. Павла, катакомбы Св. Павла, катакомбы Св. Агаты, грот Св. Павла. В этом гроте Святой Павел жил после кораблекрушения, в чем мы абсолютно не сомневались.

Делать в этом городе, по большому счёту, нечего! Мне до сих пор жалко те 4 лиры, которые мы потратили на Павлины катакомбы, сырые, скользкие, тесные, тёмные, жуткие, неинтересные. Сколько можно было бы хорошего вина купить…

Везде мусор и кошки.

Утёсы Дингли

Если ехать дальше на юг Мальты, то скоро земля кончится и будет огромный обрыв – с этой стороны высота берега над морем достигает 200 метров.

А если не полениться и дойти до края обрыва, взору откроется незабываемая картина. Во все стороны до горизонта простирается огромное синее море, с Африки дуют порывы горячего ветра, далеко внизу шумит прибой. Красота!

Но, говорят, самая красивая красота открывается, если смотреть на утёсы со стороны моря, с кораблика. Но этого счастья мы не испытали…

Остров Гозо

На остров Гозо мы ездили на экскурсию на весь день с русскоговорящим гидом на автобусе и на пароме.

Остров Гозо ещё меньше чем Мальта, на нём живет 26000 гозитанцев, говорящих на своем диалекте. На Гозо жизнь течет ещё медленнее, но зелени гораздо больше, здесь многие жители Мальты проводят свои отпуска.

На Гозо мы увидели самые древние сооружения земли – мегалиты Джгантия. Эти циклопические сооружения, имеющие культовое назначение, построены из громадных каменных глыб весом в несколько тонн. Перемещение таких тяжестей является трудновыполнимой задачей даже для современной строительной техники. Как их таскали 6 тысяч лет назад, до изобретения колеса – полная загадка. Совершенно не понятно как можно было взгромоздить и выстроить в относительном порядке эти каменные глыбы.

Глядя на древние мегалитические строения, вспоминались мифы средиземноморских народов о людях-гигантах, а также легенда о Циклопе, в гостях у которого на соседней Сицилии томился Одиссей со товарищи.

Около 2000 года до нашей эры следы таинственной древней цивилизации, создавшей такие уникальные памятники, внезапно обрываются. Что стало причиной ее исчезновения – эпидемия, оккупация или массовое переселение – навсегда останется загадкой.

Сфотографировались на фоне древних камней.

Затем проехали к бухте Дейра, где находится знаменитое Лазурное Окно – два огромных утеса, перекрытых каменной плитой. Очень похоже на рукотворную арку, созданную могучим великаном. На лодочке за две лиры с туриста объехали вокруг скал, всё грандиозно, внушительно, красиво и вечно.

Сфотографировались на фоне Окна.

Следующей нашей остановкой на Гозо был город Виктория с посещением цитадели Гран Кастелло, самой высокой точки острова, с которой во все стороны видно море.

Походили по крепостным стенам, потрогали пушки, задумчиво посмотрели вдаль, сфотографировались на пыточном приспособлении, где руки и голова зажимаются специальными досками с дырками. Хорошо!

Затем, как это принято на всех экскурсиях, туристов повезли на фабрику. Остров Гозо знаменит вышитыми изделиями ручной работы и местными лакомствами, среди которых славятся козий сыр, мёд и вяленые помидоры. Автобус приехал в квартал ремесленников, где экскурсоводша с криком: «Кто чего не купит – я не виновата!» бросила нас на произвол судьбы минут на сорок. Купили скатерть с мальтийскими крестами.

По дороге на Гозо и обратно паром проплывал мимо острова Комино – младшенького обитаемого братца мальтийского архипелага. На острове есть церковь, отель, полицейский участок (вот уж полицейским работы – непочатый край!) и живет там всего несколько человек, обслуживающие туристов. Комино знаменит Голубой Лагуной, где белое морское дно создает неповторимый голубой цвет залива.

Безлюдный островок, высокое небо, песок, скалы, солнце, море, лагуна – вот она вечная мечта россиянина о средиземноморской легенде!

Мегалиты Мальты

Сооружения, подобные мегалитам Джгантия, есть и на Мальте. Это и было целью очередной нашей поездки.

Мегалиты находятся на берегу моря, на юге острова, недалеко от Голубого Грота и называются Мнайдра и Хаджар-Им, они несколько напоминают английский Стоунхендж, но не выглядят такими парадными. Мальтийские мегалиты младше Гозитанских, они сложены из уже обработанных камней, которые аккуратно подогнаны друг к другу, а на поверхности камней видны рисунки в виде линий, спиралек и точек.

Считается, что эти сооружения также были древними храмами, где отправлялись некие религиозные обряды.

Приехали мы туда уже под вечер и один из мегалитов был закрыт для посещения, хотя из-за сетчатого забора его было прекрасно видно. А во второй нас сторож великодушно впустил и провел небольшую экскурсию, даже не взяв за это денег.

Сфотографировались на фоне камней.

Но особенно впечатлило место, где эти строения расположены – безлюдная степь, обрывающаяся в море, синева до горизонта, заходящее солнце, сильный ветер, несущий легкие облака. Была какая-то неповторимая энергетика у этого места, не зря древние храмы были построены именно здесь.

Край острова, край земли, голубой простор…

Там, где мы не были и то, чего не видели

Все основные достопримечательности Мальты подробно описаны в путеводителях и туристических справочниках, но чтобы их осмотреть, не хватит и нескольких месяцев. И конечно осталось много мест, где мы хотели побывать, но не сложилось.

Вот основные из них.

Пещера Гар-Далам, находится неподалеку от Марсашлока, знаменита найденными в ней скелетами древних карликовых слонов и носорогов размером с большую собаку.

Не съездили мы посмотреть и на знаменитые «колеи тележек», которые тянутся на много километров на высоком плато у южного побережья Мальты. Они выдолблены в каменистом грунте и имеют ширину 138 сантиметров и глубину примерно полметра.

Каким образом можно было прорубить на таком большом протяжении эти колеи, если даже современный гусеничный экскаватор не оставляет следов на камнях, что это за исполинские телеги, которые были построены задолго до изобретения колеса, и что на них возилось, никто не знает. А что ещё удивительно – эти «рельсы» у побережья не заканчиваются, а …продолжаются по морскому дну.

Ещё одно мегалитическое чудо света Мальты – древний могильник Гипогей Хал Сафлиени в городе Паола, включенный ЮНЕСКО в список самых значимых памятников культурного наследия человечества. Но посетить его непросто, так как туристов пускают лишь по несколько человек в день, потому что пористым камням и наскальным рисункам вредны выдыхаемые человеческие миазмы. Записываться на эту экскурсию надо за несколько недель.

Обнаруженный в 1902 г. Гипогей стал настоящей сенсацией в археологии. Его возраст почти 4 тыс. лет. Это многоэтажный храм, вырубленный в скальной породе, уходящий на глубину 12 метров и состоящий из множества ходов, ниш и погребальных камер. Говорят, что эхо там откликается только на мужской голос, который разносится далеко по всем закоулкам. После открытия Гипогея в нем нашли около 7000 человеческих скелетов.

Говорят, вся внутренность Мальты изрыта подземельями, ходами, тоннелями и катакомбами как старый шкаф жуком-точильщиком. По всему острову разбросаны подземные пещеры-дома и древние храмы. Существует даже легенда, что до сих пор внутри Мальты живут люди, никогда не выходившие на поверхность и остановившиеся в своём развитии в доисторическом прошлом.

Несколько десятилетий назад любой желающий диггер мог пройти Мальту из конца в конец по подземным ходам, ни разу не поднявшись на поверхность. Но после того как в 30-е годы в чреве Мальты потерялась группа школьников, подобный экстрим прекратили и завалили все известные входы в мальтийские подземелья.

Доисторические катакомбы использовались рыцарями для укрытия жителей во время Великой Осады и при создании системы оборонительных укреплений. Во время войны были вырыты новые подземные ходы, соединяющие все прибрежные фортификационные сооружения.

Не побывали мы в музеях, посвящённых участию Мальты во второй мировой войне, а это была одна из героических страниц в её истории, и Георгиевский Крест на государственном флаге подтверждает это. Мальта даже имела на своём вооружении целых три боевых самолёта Gloster Gladiator, носивших имена «Вера», «Надежда» и «Любовь».

Не посетили мы и город Моста с Домским собором, у которого купол считается вторым по величине в мире, и который виден со всех краев острова. В 1941 году (9 апреля 1942 года, если точнее – примечание MaltaVista.ru) во время богослужения в храм, пробив крышу, попала 500-килограммовая немецкая бомба, но не разорвалась. Это посчитали хорошим знаком и война на Мальте скоро закончилась. Теперь счастливая бомба в этом храме и экспонируется (вернее, её копия – примечание MaltaVista.ru).

Не съездили в форт Ринелла, где находится 100-тонная пушка Армстронга, которая возможно получит у ЮНЕСКО статус наследия мирового значения. Вторая такая сохранившаяся находится в Гибралтаре, а всего их в конце 19 века было построено 12.

Пушка английского инженера Армстронга является одной из самых больших в мире. Она могла стрелять на расстояние до 12 км. Снаряд весом около тонны летел со скоростью 500 метров в секунду. Разрушительная сила снаряда позволяла пробивать сварочное железо толщиной до 8 см.

Кстати такая же пушка стояла в той самой «Кембриджской» батарее на территории бассейна нашего отеля.

Если бы директором был я…

Если бы директором Мальты был я, то я бы согнал всех жителей на ударный всемальтийский субботник, заставил бы убрать в городах весь мусор, пройтись с влажной тряпкой по фасадам всех домов, покрасить все некрашеные поверхности и озеленить участки голой земли.

То, что на острове мало воды и многие зеленые насаждения не примутся или потом всё равно погибнут – это отговорки ленивых мальтийцев. Ведь в дикой степной части Мальты с успехом растут цветы, жесткие травы, агавы, кустарник, и всякие кактусообразные, вовсе не требующие воды, а кактусы даже цветут вовсю!

А уж если посаженные растения иногда поливать, то получится просто туристический рай на отдельно взятом острове в Средиземном море.

Рай на острове Мальта!

27 мая – 10 июня 2005 г.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ