Мальта: здесь живут по своим законам | Библиотека | Мальта для всех!

Мальта: здесь живут по своим законам | Библиотека | Мальта для всех!

123
0

Владимир Самойлов

Когда-то в средние века рыцари мальтийского ордена наводили страх на жителей окрестных государств. А местные пираты владычествовали в этом районе Средиземного моря. Пиратство было чуть ли не государственной политикой, грабили всех – без разбора национальностей и портов приписки. Говорят, местные пираты были крайне жестоки и никого не отпускали живым. Возможно, с тех давних пор на Мальте скопились огромные богатства в виде золота, драгоценностей и других ценностей, которые передавались по наследству потомками пиратов.

Сегодня уникальное в своем роде островное государство живет другим бизнесом – «раздевает» туристов. Здесь их даже в ноябре, когда везде сезон закрыт, очень много. И надо признаться, что, несмотря на цены, превышающие европейские в несколько раз, даже с нашими тощими кошельками «раздетыми» хотелось быть.
Мальта – это каменная сказка. Она встретила нас фантастически огромными крепостными стенами из светло-желтого камня, их лизали ярко-синие морские волны. Говорят, на постройке этих крепостей ежедневно трудились более пяти тысяч рабов.

Прежде, чем выйти на берег, мы несколько часов кряду искали место, где можно пристать, переплывая из морины в морину (Так автор называет яхт-марины – примечание MaltaVista.ru). Многие километры пирсов были заняты яхтами из сотен стран мира – от Сингапура до Канады. Отплывая из Севастополя, мы полагали, что наша яхта просто красавица. Уже в Стамбуле почувствовали, что это далеко не так. А на Мальте поняли, что она в лучшем случае Золушка. И хотя мы любили ее, ведь несмотря на все приключения и поломки она все же пронесла нас через пять морей, просто не могли оторвать глаз от заморских красавиц. Вылитые из белоснежного пластика, они были оснащены самым совершенным оборудованием. И конечно, во время переходов на них никто не тягал на палубе, через которую перекатывались волны, шкоты, а просто включались электромоторы, и паруса распускались автоматически.

В это время года, когда Средиземное, да и другие соседние моря, штормит постоянно, где-то еще у берегов мы встречали подобные яхты, зато далеко в открытом море – ни разу. Все они ждали в портах весны. Как потом мы выяснили, тут зимуют несколько десятков тысяч яхт. И это одна из статей доходов государства, поскольку стоянки дорогие – пять тысяч долларов в год.
Только к вечеру нашли дорогу через лес мачт, казалось, к единственному свободному месту у пирса. Во время поиска мы, к несчастью, зацепили своим якорем чужой и оказались, мягко говоря, в сложной ситуации. Как всегда, выручил мой однофамилец. Серега Самойлов без долгих разговоров надел ласты и маску и нырнул в холодную ноябрьскую воду. Освободив якорь на глубине метров десяти, он, дрожа, поднялся на палубу, где за свой героический поступок, а также в целях профилактики простудных заболеваний был награжден стаканом сорокоградусного напитка.

Государство Мальта расположено на нескольких островах, главный из которых Мальта. Оказалось, что мы прибыли не в столицу, а город Эммануэль, (Имеется в виду остров Маноэль, где находится крупная яхт-марина – примечание MaltaVista.ru) который вплотную примыкает к Валлетте и практически составляет с ней одно целое. (Нифига он к ней вплотную не примыкает – примечание MaltaVista.ru) Валлетта – это средневековый город, кажется, без всяких изменений перенесенный в современность. Осмотреть его, наверное, невозможно и за полгода, что ни улица – живая история, что ни дом – поэзия в камне.

Сами мальтийцы – гордый и себялюбивый народ. Они придумали законы, отличные во многом от европейских. И главный из них, как нам показалось, это исключительный приоритет мальтийца перед немальтийцем. Может быть, с точки зрения общечеловеческой морали это и не очень хорошо, но так они хотят жить и живут.
Еще не так давно тут было почти закрытое общество. Например, если мальтиец женился на иностранке, то ему запрещалось ступать ногой на остров. (Что за ерунда? Они всю жизнь женились на привозных иностранках, особенно на итальянках, англичанках. – примечание MaltaVista.ru) Интересная деталь: исконный мальтийский язык наполовину похож на… арабский. Однако сами мальтийцы, кажется, такое родство не особенно желают признавать.

На Мальте нет бедных. Социальная политика строится так, что доходы государства перераспределяются в пользу малоимущих. Впрочем, понятие это весьма относительное. Малоимущий на Мальте – это человек, который имеет доход гораздо больший, чем высокооплачиваемый работник в иных странах СНГ. На этом в основном строится политика нескольких местных партий, членов одной из которых даже называют красными. Партии время от времени сменяют друг друга у штурвала власти, но социальная политика остается без изменений.

Знала Мальта, конечно, и трудные времена. Во время последней мировой войны она была три года в осаде. Говорят, мальтийцы съели всех крыс на острове, но не сдались. Им помогали англичане, памятник которым мы видели в самом центре. Там поименно указаны все погибшие.

На Мальте, как и в Англии, левостороннее движение. И к этому быстро привыкнуть невозможно. При переходе улицы голова европейца автоматически поворачивается налево. А в этот момент справа раздается скрежет тормозов. Сидящий за рулем мальтиец крутит пальцем у виска.

Кстати, об автомобилях. Ни в одной стране не видел столько автомобильных магазинов. Сейчас на триста тысяч населения (Четыреста тысяч, к слову – примечание MaltaVista.ru) тут чуть меньше двухсот тысяч автомобилей. И законы, касающиеся автотранспорта, здесь весьма странные. Например, нет ежегодных техосмотров. (Как это нет??? Еще как есть! – примечание MaltaVista.ru) Государство не волнует, на чем ты будешь ездить. С другой стороны, нет проверок на употребление водителем алкоголя. Можете ехать и после хорошей выпивки. Если не нарушили правила, вас никто не остановит. Если сильно выпили и с трудом держитесь за рулем, то вежливый полицейский возьмет управление на себя, доставит вас в участок. Поставив машину на стоянку, вызовет такси, которое отвезет вас домой. На этом все разборки кончаются. (Пассаж про «выпить за рулем» – ерунда, конечно. Штрафуют, и еще как. Да, есть минимально допустимая норма содержания алкоголя в крови. Да, проверяют водителей редко. Но уж если пьяный водитель попадется полиции, едва ли с ним будут церемониться. Огромный штраф уж точно вкатят. – примечание MaltaVista.ru) Не знаю, плохо это или хорошо, но так они живут. Одна из партий, идя на выборы, пыталась ввести техосмотры и другие ограничения. Она тут же проиграла, поскольку понятия «мальтиец» и «водитель» – это одно и то же. (Бред – примечание MaltaVista.ru)

Оказывается, все же есть некоторые ограничения. Например, чтобы проехать из Эммануэля в Валлетту, а эти города давно полностью слились, иностранцу нужно иметь специальную лицензию. (Разрешение на вхезд в Валлетту обязаны иметь не только иностранцы. Покупается за небольшую плату сразу на год, вместе с техосмотром. – примечание MaltaVista.ru) Если вы, ничего не подозревая, даже на пять метров заехали за знак, вас тут же остановят и выпишут повестку в суд. (Вас остановят и оштрафуют, но, на практике, это происходит так же редко, как проверка на алкоголь. Но происходит. Особенно, если вы припарковали машину в Валлетте и отлучились от нее. О суде речи в такой ситуации нет – Вам просто выпишут штраф и присобачат квитанцию под дворник. – примечание MaltaVista.ru) Суд на Мальте – это что-то священное. Даже если иностранец совсем больной, он обязан явиться в назначенный срок. (Нифига подобного, на суд можно не явиться по уважительной причине, и тогда его спокойно перенесут… эдак на полгодика… – примечание MaltaVista.ru) Если не явился, разбираться не станут, а запросто отправят в тюрьму за неуважение к суду. (Бред – примечание MaltaVista.ru)

Иностранцев сейчас на Мальте много. Но чтобы получить вид на жительство, нужно иметь как минимум сто пятьдесят тысяч долларов. Мы думали, что в этом экзотическом государстве мы вряд ли встретим русскоязычных. Однако ошиблись. Оказывается, сейчас на Мальте живут до десяти тысяч «новых» русских, включая семьи и прислугу. (Ага, только голосовать в посольство на выборы ходят всего чуть более 600 человек. – примечание MaltaVista.ru) Греция, Кипр и другие страны для них уже пройденный этап. На Мальте они купили или построили виллы, которые ничем не отличаются от десятков тысяч местных, если только особой роскошью. Еще несколько лет назад тут жили всего человек пятьдесят русских. Прогресс, как говорится, налицо.

Видимо, наша яхта и наше поведение на берегу настолько отличались от общепринятых, что утром напротив нашей стоянки притормозил «Жигуленок». Водитель вышел и представился: Сергей Храмов, торговый агент Волжского автозавода. Честно говоря, мы удивились: как можно торговать тут этими машинами. Оказывается, можно. Сергей на острове уже семь лет, и бизнес хотя и угасает в последнее время, однако до конца не заглох. Дело в том, что в самой России «Жигули» продают по ценам значительно выше мировых. Тут – гораздо ниже. Сергей рассказал много интересного про местную жизнь. Только в этом году в России убили пятерых «новых» русских, которые, оставив на Мальте семьи, поехали на родину «по делам службы». Так что мафия с помощью определенных структур отслеживает и здесь своих «подопечных».

(Продолжение следует.)

(Продолжение.)

Сергей хорошо изучил экономику Мальты. И тут есть много поучительного. Ведь Мальта – островное государство, где, кроме камня, нет практически никаких полезных ископаемых. Разве что из морской воды добывают соль. Но Мальта живет неплохо не только за счет туризма. Здесь умеют работать.

Только мебельных фабрик тут около тридцати. И это притом, что дерево в основном привозят из России и других стран. Развито и наукоемкое производство. Пятьдесят процентов экспорта страны составляют электронные чипы для американских крылатых ракет и других военных целей. (Сколько-сколько процентов экспорта? Для чего? Гм. Ноу комментс. – примечание MaltaVista.ru) Расширяется судоремонтная промышленность.
Когда-то на Мальте были серьезные интересы компартии Советского Союза. Тут построили в 1989 году фешенебельную базу ЦК КПСС. (Ау, верните базу! – примечание MaltaVista.ru) Сейчас ею владеют американцы. Судя по всему, наши партийные бонзы обладали особым талантом зарывать деньги в землю. Причем в чужую. Например, в 1982 году «дорогой и многоуважаемый» Леонид Ильич благословил контракт века. На Мальте, которая занималась только судоремонтом, решили построить для Союза 48 современных судов, для чего потратили более полутора миллиардов долларов. Для этого пришлось создавать грандиозную производственную базу. С большим скрипом было построено всего восемь судов. На этом все кончилось. (Чувствуется, эту информацию надо делить на 32. И жестко перепроверять. – примечание MaltaVista.ru)

Оказывается, мальтийцы – большие мастера печатанья денег. Тут печаталась валюта примерно двадцати стран, в том числе и украинские гривны. Но особую страсть мальтийцы издревле имеют к золоту. Если в европейских магазинах золотые вещи ценой свыше нескольких десятков тысяч долларов лежат в сейфах, то здесь можно увидеть прямо на прилавке что-нибудь изумительно красивое за несколько сотен тысяч «зеленых». Грабежи тут пока редкость. Да и с острова скрыться трудно.

Сами мальтийцы покупают ежегодно золотых вещей чуть ли не на два миллиарда долларов. (Это у них расходная часть национального бюджета чуть более двух миллиардов долларов… Наверно, все на золото и расходуют. Не, вообще интересно, давайте прикинем – получается, что каждый мальтиец, включая глубоких стариков и грудных младенцев, ежегодно покупает золота на $5000. Неслабо! – примечание MaltaVista.ru) Иностранцы также вносят свою лепту в развитие ювелирного бизнеса. В одном магазине нам рассказали историю, как в соседнюю ювелирную лавку явился «новый» и попросил показать самое дорогое украшение. Потом сказал кратко: «Покупаю». Хозяин подумал, что покупатель хочет приобрести подарок жене. Но выяснилось, что он решил купить всю лавку. Причем за наличные. Вполне вероятно. У наших всегда был особый размах. Если раньше на Мальте работали 18 ювелиров, то сейчас – 580. Есть спрос – будет и предложение. Низкие налоги и другие законодательные преимущества позволяют мальтийцам качать деньги из всего. Например, сейчас под мальтийским флагом во всем мире ходят иностранные суда с суммарным водоизмещением в 25 миллионов тонн.

И все же основа экономики и процветания – это малые предприятия. Из всего огромного количества фирм, зарегистрированных на Мальте, 97 процентов, где трудятся члены одной семьи. Не всегда эти фирмы работают так же эффективно, как европейские гиганты. Но государство поддерживает их, делает все, чтобы люди жили своим делом.

Доллар тут не в почете. За одну местную лиру дают три «зеленых» и наоборот. Все настолько дорого, что только приходится ходить и облизываться. В сторону ресторанов лучше не смотреть. Один стакан чая в уличной забегаловке стоит около двух долларов. И, тем не менее, в ресторанах полно народа.

На Мальте передвигаются не только на машинах, но и на автобусах. Как и англичане, мальтийцы свято чтут традиции. Автобусы по виду – из позапрошлого века, а на цвет – желто-колониальные. Это и привлекает туристов. Правда, стоимость проезда кусается – три-четыре доллара. (Где это они столько платили в автобусах? – примечание MaltaVista.ru)

Сами мальтийцы живут замкнуто. Можно часами идти вдоль огромных вилл, каждая из которых имеет не номер, а собственное имя, и не увидеть ни одного огня в окнах. Они плотно закрыты жалюзи. Несмотря на богатство жильцов, виллы не отапливаются. Поэтому зимой, когда температура опускается до восьми-десяти градусов – ниже не бывает, из стен, сделанных в основном из того же желтого известняка, что и крепости, выделяется огромное количество влаги. Чтобы убирать ее мальтийцы изобрели специальные влагопоглотительные машины. (Внимание: мальтийцы изобрели! – примечание MaltaVista.ru) За зимний день в такой машине накапливается несколько ведер воды. И, тем не менее, отопление здесь не применяют.

Еще одна особенность Мальты – дикая страсть к охоте. Дело в том, что мальтийские острова – единственное место в середине Средиземного моря, где могут отдохнуть перелетные птицы во время путешествия из Европы в Африку и обратно. Изможденные, они садятся на желанную землю, и тут их поджидают охотники, вооруженные до зубов. Охотников зарегистрировано восемьдесят тысяч, это практически все взрослое мужское население. (Не знаю, что-то многовато словно бы… – примечание MaltaVista.ru) Они бьют всех птиц подряд, поскольку ограничений не существует. (Ограничения существуют, и еще какие! Вплоть до диких штрафов и тюремного заключения! Далеко на всякую птицу можно стрелять, наоборот – почти всех нельзя. – примечание MaltaVista.ru) В охотничий сезон в последнее время участились несчастные случаи, когда ничего не подозревающие туристы вдруг оказываются в зоне обстрела. Одна из политических партий предложила запретить охоту в субботу и воскресенье… И, как и в случае с автомобилистами, потеряла значительное количество голосов.

Словом, удивительная страна Мальта. И верующая. Храмы здесь стоят на каждой улице, а то и по нескольку. Большие и маленькие, богатые и пуритански скромные. Но есть в Валлетте собор святого Джона, который просто потрясает. Строили его еще рыцари Мальтийского ордена, которых здесь же и хоронили. Прямо в полу. Весь пол огромного храма покрыт каменными плитами. Из разных пород камня с помощью инкрустации на каждой выведен герб усопшего рыцаря. Тысячи плит – и ни одной одинаковой. Оказывается, это не просто плиты, а надгробия. Веками по ним ходят верующие и туристы, а вечный рисунок даже не потускнел…

Уже заполночь мы отчалили от причала. (Господи, какое ЩАСТЬЕ! – примечание MaltaVista.ru) Несколько километров (Несколько чего? Это весь остров – несколько километров! – примечание MaltaVista.ru) плыли вдоль крепостных стен, ярко освещенных сотнями прожекторов. Зрелище, надо сказать, фантастическое. Оказывается, это освещение подарил острову американский президент Буш, когда встречался на Мальте с Горбачевым. Что подарил Горбачев, выяснить не удалось.

Только перед рассветом Мальта скрылась за горизонтом. Мы были опять в открытом море. Впереди несколько дней пути до Афин.

Минский курьер, 23.06.2005 и 24.06.2005

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ