Владимир_DC
Первое на что обратил внимание в аэропорту Рима это то, что итальянцы абсолютно такие как их показывают в кино. «Тра-та-та-та-та», с такими же интонациями и жестами тетка на стойке регистрации трещала по телефону минуты три с момента как я подошел.
Товарищ передо мной терпеливо ждал. Наконец она закончила с ним. Я сделал шаг вперед, но телефон зазвонил, тетка схватила трубку, и «тра-та-та-та». Стою, жду. После трех телефонных разговоров тетка ушла. Пришел мужик. Первое, что он сделал, взялся за телефон. Стою, жду. За мной пристроилась, по-видимому, американка. Через некоторое время она меня спрашивает собирается ли он с нами заниматься? Говорю, что я надеюсь, но теперь уже не уверен. Через некоторе время товарищ обратил на нас внимание, и ему удалось меня зарегистрировать без перерывов. Отходя от стойки заметил, что справившись со мной, он потянулся было к телефону, но тетка-американка выступила очень сильно и выиграла раунд.
В Валетте аэропорт полупустой (Какая жалость! И название столицы Мальты написано неправильно, и аэропорт в ней появился почему-то… И вообще орфография местных топонимов (и орфография вообще) пусть останется на совести аффтара. примечание MaltaVista.ru). У меня было три часа до прилета сына, поэтому занялся всякими мелочами купил СИМ карту для телефона, поменял деньги. Для новой СИМ карты не спросили никаких документов (в отличие от Москвы), поставили и телефон заработал. Вот техника, работает! Прилетел сын, с приключениями задержали самолет, пустили по другому маршруту, пару раз ему приходилось бегом бежать, чтобы успеть на стыковки, в результате потеряли багаж, но ладно. Хуже было бы если бы он опоздал, поскольку связи не было, тетка на Alitalia отказалась давать информацию, ссылаясь на security и data protection, поэтому как бы я его встречал не знаю.
Взяли машину. Подхожу, открываю дверь. Черт! Руля нет! А ведь предупреждали, что движение левостороннее.
Ладно, сели, поехали. После нескольких минут понял что основная проблема не ехать по неправильной стороне дороги. Что транслировалось во «встань назад в неправильный ряд». Поскольку с разметкой там не очень, то пару раз находил себя идущим в лобовую атаку на появившуюся из-за поворота машину (Наверно, это уж совсем не наше дело, но похоже на какую-то кальку с английского. «Находил себя» разве это по-русски? примечание MaltaVista.ru). Кроме этой, проблемы были с переходом дороги в первый день вытаскивал сына, бодро сделавшего шаг из-за припарковавшейся машины, назад, под визг тормозов и последующего обмена жестами на международном языке. Мы конечно не правы, но жесты тут причем? После этого понял, что самому надо иметь в виду возможность внезапного появления туристов перед твоими колесами.
Еще одна трудность была не чувствовал габариты слева. А поскольку улочки там узЭнькие, то было трудновато. Ну в общем доехали, даже в некотором смысле неплохо. Именно так мне сказал сын, когда мы наконец нашли гостиницу. Вот, дожил, мОлодежь, сын, которого я сам за руль сажал, мне такое говорит! Нашли гостиницу, покрутились вокруг, ищя место где встать бесполезно. Ладно, черт с ним, нагло встали прямо перед входом, несмотря на запрещающий знак, пошли регистрироваться. Я несколько волновался, потому что резервировал по интернету, в последний момент сервер у них рухнул, и никаких подтверждений на руках у меня не было, а устному подтверждению по телефону не очень доверял, так как не уверен был, что они фамилию правильно поняли. Но несмотря на мои страхи, они нашли меня очень быстро не успел я форму заполнить, дядька уже держал в руках карточку и давал ключи. Вот это да! Лира, выданная служителю, который относил вещи в номер, сделала его очень благодарным, («Сделала благодарным» полное ощущение, что автор перевел данные путевые заметки с английского на русский примечание MaltaVista.ru)
хотя он подробно рассказал про парковки и даже показал освободившееся место и без этой мзды. Потом он же (за дополнительные лиры) помогал с картами, рассказывал, как куда ехать, и, в последний день, показал свою лояльность, но об этом позже.
В первый день мы отправились в Рабат, но проскочили поворот и поехали в Валетту.
Надо сказать, что быть штурманом на Мальтийских дорогах занятие неблагодарное.
Карты есть, но в них явно присутствует художественное видение мира их авторами. Знаки есть, и они иногда стоят заранее. А иногда прямо перед поворотом. Должность штурмана-навигатора досталась сыну, и он справлялся с ней очень хорошо не более одной ошибки на три поворота. Я считаю что для вновьприбывшего на Мальту это очень неплохой результат. Одна из проблем была ориентирование на кругах. Там пересечения дорог зачастую делают в виде круга по которому едешь и поворачиваешь в нужную сторону. После нескольких подходов мы выработали такой метод: становимся на круг и по нему прокручиваем пару раз, пока не выясним наиболее вероятное направление. В итоге скорее угадывали, чем нет.
В Валетту приехали в воскресенье, поэтому запарковались прямо перед въездом в старый город на мосту. Чего не стоит делать в другие дни.
На следующий день я было собирался пристроиться к стоящим там же в небольшом количестве машинам, когда вовремя увидел что у всех вывешены аккредитация прессы. Нашли место неожиданно. Свернули налево перед автобусной станцией и мимо заправки и многоэтажной парковки потихонечку поехали вниз по улице примерно метров 500. Поскольку вид у нас был явно что мы ищем где встать туда сунусь, туда примерюсь, вдруг непонятно откуда выскакивает дядька и руками машет чтобы мы поворачивали направо. И сам туда идет. Поворачиваем под арку, проезжаем, куда я сам никогда бы и не подумал, и там открывается большая площадка. Очень удобно. Места много, и прямо оттуда идет лестница наверх, в город.
Вообще, с парковками проблем не было. Хотя я читал отчеты путешественников и ожидал, что будут. Они будут, если пытаться парковаться на улицах. Но почти всегда в самых неожиданных местах мы находили какой-то пустырь или площадку, где можно было спокойно запарковаться. Тоже самое было на Гозо перед цитаделью. Хорошо, что мы не стали бросать машину на дальних подступах перед самой цитаделью обнаружился неприметный поворот налево на площадку, где мы и встали со всеми удобствами.
Валетта очень понравилась. Средневековый город за стеной, толщина которой внушает уважение, узкие улочки, старые двери в дома, соборы отбивают колоколами время, вид на бухту с укреплениями.
Первый день мы просто ходили по городу, только на следующий день пошли по музеям. Кстати, в воскресенье во дворе полицейской академии происходил костюмированный развод полицейские (?) в средневековой форме, пушки, шпаги, копья, музыка и весь средневековый антураж. После этого детям давали фотографироваться в шлемах. Если вы с детьми, то имейте это в виду. Не знаю, когда начинается это действо, все закончилось к 12. Найти легко идите на звуки музыки. Не буду описывать то, что есть в путеводителях (их, в том числе и на русском, можно купить прямо на месте).
Дворец Великого Магистра впечатляет, мне показалось, что внутри он не уступает Зимнему. (Сравнили Божий дар с яичницей 🙂 примечание MaltaVista.ru)
В armory видели выставленное духовое ружье времен средневековья. Никогда нигде раньше такого не видел. Оно конечно не боевое, использовалось для охоты, но все равно, уровень знаний и технологий (надо сделать, чтобы воздух не выходил ни из насоса, ни из резервуара с воздухом под давлением) впечатляет, по крайней мере, я не ожидал такого. А скорострельность по тем временам просто невероятная.
Когда мы ходили по залу с доспехами, там чистили (или мелкий ремонт делали) один нагрудник. Мы встали рядом, чтобы вблизи примериться. Мелковаты были могучие рыцари. Этот нагрудник и мне был бы тесноват, а сынку-то (он занимается греблей) и подавно. Но что больше всего поразило в Валетте при входе в город, если идти влево, прямо в стене есть массивное здание.
Вывеска гласит: «Посольство суверенного военного ордена госпитальеров Св. Джона Иерусалима, Родоса и Мальты».
Там стоят машины и вообще есть все признаки жизни. Вот это да! А я думал, что этот орден распустили не то в 18, не то в 19 веке. Но если есть посольство, есть где-то и сам орден! И его Великий Магистр, не говоря уже о монахах-рыцарях!
Если кто-нибудь знает что-нибудь про это, напишите очень интересно. (No comments примечание MaltaVista.ru)
Были еще в Рабате (старая столица Мальты) а потом целый день провели на Гозо. Это остров, меньше Мальты. Туда ходит ферри (Ой! Кто здесь??? примечание MaltaVista.ru). Причем от Мальты на Гозо бесплатно. А обратно полное разорение. Возвращались поздно, а там для машин по всей видимости отдельная касса, а для пеших граждан отдельная. Так вот, для машин ворота уже закрылись, и мы двинулись покупать билеты в кассу для пеших. Взяли билет на машину, а дядя за кассой и говорит: а сколько, уважаемые граждане, вас народу? Двое. Гоните еще две лиры. Так вот, у меня сложилось впечатление, что эти две лиры были не нужны на въезде у нас спросили только машинный билет. А когда я для эксперимента протянул еще и людские, мне показали, что они не нужны.
Прибыв на Гозо, прямиком двинулись в Викторию и Цитадель. Цитадель в прямом смысле слова. Вообще непонятно, как такие крепости туркам удавалось брать. К ним подойти-то страшно.
Проходишь через ворота и сразу попадаешь на небольшую площадь перед собором со ступенек которого на тебя смотрят две пушки. Город маленький, улочки узкие. Стены огромные. Купили билеты во все музеи.
Честно говоря, этнографический и натуральной истории потеря времени и денег. Интересны были только старая тюрьма и соборный музей.
Старая тюрьма, функционирующая с 16 в до недавнего времени, впечатляет надписями и рисунками заключенных на стенах. Начинаешь думать про людей, чей след на земле остался в виде царапин на тюремных стенах, и это подавляют. Это совсем другое, чем «Ося и Киса», нарисованное под светом солнца…
Из природных достопримечательностей на Гозо главная это конечно же пещера Каллипсо. (Ой, не могу, держите меня семь человек!!! КаЛЛипсо! А-а-а-аааа… А как же Джгантия, типа просто горка камней? примечание MaltaVista.ru)
Забравшись в нее, сын заявил, что для богини это достаточно плохонькое жилище. На что я возразил, что она во-первых не богиня, а нимфа, а во-вторых, для того времени жилищные условия вполне ничего. Вообще, на месте Одиссея, провести несколько лет в двухкомнатных апартаментах, выходящих на море, с приватным пляжем в обществе вечно юной нимфы… эх, эх!
Естественно мы не могли не окунутся в Средиземное море (Аффтар! -тся ться проходят в третьем классе! примечание MaltaVista.ru). Пляж, который виден из пещеры, песчанный, (Аффтар! Есть только три исключения стеклянный, оловянный, деревянный! примечание MaltaVista.ru) но дно каменистое, заходить неприятно. Но если пройти на северный конец пляжа (он небольшой), то там дно становится песчаным тоже. Там и купались.
В тот день было ветренно (В прилагательном ветреный пишется одна н, так как оно образовано не от существительного ветер, а от глагола ветритъ (устар.) с помощью суффикса -и-, что не противоречит правилу написания -н- у отглагольных прилагательных; http://www.gramma.ru/RUS/?id=4.25 примечание MaltaVista.ru)и были волны. Я барахтался в воде и вдруг обнаружил, что ногами до дна уже доставать трудновато. Повернул к берегу и вдруг понял, что не выгребаю, верхний откат от волн меня постепенно относит в море. Стало несколько неприятно. Повернулся на 45 градусов и поплыл к боковому берегу (заливчик там в форме подковы). Там и выбрался. Когда в приступе родительской заботы попытался передать свой опыт сыну, снимавшему мои барахтанья с берега, он объяснил, что это потому, что я не занимаюсь греблей. Он бы за один взмах переплыл бы половину этой бухты. Вот и воспитывай молодое поколение.
Кстати, Мальта очень религиозная страна. Статуи, иконы обнаруживаются везде в окнах домов, чуть ли не на каждом углу дома, причем с лампадкой. Большие и маленькие соборы и часовни тоже стоят тут везде где только можно.
Поэтому мы уже не удивились скульптуре с лампадкой прямо в центре пляжа.
Накупавшись, поехали в город Хагхра (Xaghra) (мдя примечание MaltaVista.ru). На Мальте найдены самые древние постройки, развалины храмов времен неолита, которым около 6 тыс лет. Один из таких (Ggantija) находится как раз на Гозо. Приехали мы туда в 4:50. И уперлись в закрытые ворота, с надписью что памятник работает до 5. То есть если бы мы не купались, мы бы успели. Но как могли мы не омыть ноги в Средиземном море?
Ребенок натурально расстроился. Стал возмущаться, дескать ЮНЕСКО объявило этот памятник имеющим общечеловеческую ценность не для того, чтобы его загородили забором и не пускали людей припасть к истокам своего сознания. (А как же Каллипсо? примечание MaltaVista.ru) В общем, излагал хорошо, он может. Тут глядим, запоздавшие туристы бредут на выход. Щас, говорю, смотри, они пойдут искать кого-нибудь, кто им откроет ворота, и мы попробуем с этим «кем-то» поговорить. Я думаю, небольшое вознаграждение с моей стороны, и поток красноречия о том, что мы приехали издалека, на один день, и у нас никогда больше не будет такой возможности с твоей помогут нам в этом деле. Действительно, пришел товарищ, выпустил туристов, на наши просьбы он ответил, что он-то конечно всей душой, но он сам не может решить такой вопрос, должен спросить шефа. Ушел. Ждем шефа.
Вдруг ребенок показывает в сторону. Оглядываюсь ровно в пять наш собеседник выезжает на машине из наследия всего человечества и делает нам ручкой.
Так что, уважаемые путешественники, планируйте посещение этого места до 4:30. Обидно, конечно, но что делать?
Собрали экстренное совещание по выработке дальнейших планов, на котором докладчик предложил ехать на запад Гозо посмотреть азурный берег (Azure window) (Не, ну это просто праздник какой-то! примечание MaltaVista.ru) одну из природных достопримечательностей, без посещения которой туристов домой не пускают, потом поесть, а с наступлением темноты вернуться в Цитадель город тишины. План был одобрен единогласно и принят к исполнению немедленно.
Как я уже сказал, в тот день было ветренно, на море были волны. Я не знаю, что лучше азурный берег в тихую погоду или в такую, как в тот день. Но, стоя на камнях, под которыми с шумом разбиваются и выплескиваются наверх волны, глядя, как вода разбивается о камни и белая пена взлетает вверх, я не сомневался бы ни секунду, если бы стоял здесь 5 тысяч лет назад и слепой старец рассказывал мне про гнев Посейдона и его коней.
Вернулись в Цитадель часов в 9, садилось солнце. Часов в 10 стало темно.
Город освещается средневековыми фонарями на углах улиц и подсветкой главного форта при входе и собора.
Узкие улицы ночью в темноте. Свет фонаря где-то далеко. Тишина абсолютная. Народу только мы вдвоем, хотя в городе есть жители, но их существование никак не обнаруживается. Идем по городу к другой стороне собора, чтобы сфотографировать его в подсветке с видом на ночную Викторию. Ночной безмолвный город потихоньку начинает давить что там чувствовал Акакий Акакиевич у Гоголя, возвращаясь домой? Ребенок спрашивает: а тут как вообще с безопасностью? Я говорю, что пишут, что на Мальте спокойно. (То есть аффтар намекает, что он даже что-то о Мальте читал :)) Занятно 🙂 примечание MaltaVista.ru)Но кто скажет что из-за угла не выскочат люди в темных масках, с кинжалами под плащами и не уволокут в рабство к сарацинам? Ребенок выслушивает все это необычайно внимательно и начинает размахивать руками, чтобы разогреться. Но тут мы поворачиваем и выходим на площадку перед собором. Я достаю камеру и естественно подсветка гаснет. Все. Двигаем ускоренным маршем назад. Всем кто хочет повторить, советую для полноты ощущений оставить кроссовки дома и одеть тяжелую обувь, желательно с металлическими частями, чтобы стучала и звенела по мостовой.
Возвращались ночью. Я, несмотря на возражения, потащил ребенка на верхнюю палубу. 17 минут, которые мы плыли три мили в темноте под луной, когда чувствуется, что стоишь высоко, а под ногами качается палуба, добавили неплохих впечатлений к воспоминанию о ночном средневековом городе.
Оставался один день, который мы использовали для попытки проникнуть во дворец инквизитора (он оказался закрыт для публичных посещений и серьезный охранник в лихо надвинутом берете предостерег нас даже не пытаться проникнуть внутрь), посещения развалин Hagar Qim времен неолита и короткого купания на пляже в Голубом Гроте.
Hagar Qim ошеломляет. За тысячу лет до пирамид люди, озабоченные выживанием, могли сорганизоваться, осознать необходимость такого грандиозного замысла, сформулировать идею и осуществить такое строительство это трудно постичь сейчас, либо надо признать, что наши представления о том времени ничего не стоят. Кроме того, это какой уровень «техники» и знаний должен быть, чтобы спроектировать, передвигать и правильно класть огромные каменные глыбы. Моя голова это не в состоянии понять. Я думаю, что теории о том, что это построено другой расой, гигантами следствие такого же ошеломления. Ну и наконец пляж в Голубом Гроте. Пляж громко сказано. Узкая каменистая полоска вдоль берега. Глубина сразу очень большая.
Вода изумительно прозрачная, но прохладно. Наверно, идеально для дайвинга в гидрокостюмах. Мы не пробовали, хотя видели дайверов. У нас были маски, но глянув в глубину, когда из-за прозрачности воды видно дно далеко внизу, ребенок сразу выбрался на берег и больше не плавал.
Потому что ощущение как взглянуть с небоскреба вниз.
Пообедали там же в деревушке моллюсками под местное белое вино и кроликом. Вообще все это время мы питались морепродуктами, все очень свежее и необычайно вкусное. На второй день в Валетте на площади перед собором взяли вареную рыбину на двоих. Какая-то красная толстая рыбина сантиметров 30-40 в длину. Когда принесли готовую, сваренную целиком, разделали (очистили от костей) и разделили прямо при нас. Очень вкусная. Вино сначала спрашивали какое, а потом просто просили «местное».
Цены в мальтийских лирах вполне приемлемые, если не умножать мысленно на три (одна лира это три доллара). По поводу чаевых. В ресторанах оставляли процентов 10-15. В гостинице на стойках по лире за разговор. В номере оставляли горничной на столе, но она не брала, вообще сложилось ощущение, что в гостинице не привыкли к получению чаевых.
На парковках подходят мужики с инструкциями или вопросами. Можно ничего не давать, они обычно тут же уходят. (Уходят, ага, а потом опаньки, где это мы колесо продырявили? примечание MaltaVista.ru)В зависимости от места мы давали от 25-50 центов до лиры (сначала, потом поняли, что лира много). Когда парковались под аркой в Валетте, дали мужику, который нас привел туда, а под вечер, когда народ стал выезжать, они сменили команду и посадили мужика на стульчике на выезде. Но поскольку мы платили при въезде, спокойно проследовали мимо него без всяких контрибуций. У пещеры Каллипсо черный от загара старик, который звал нас на фестиваль в пятницу в местную деревню, был очень доволен 10 центам. Как правило, чем дальше вглубь острова, тем беднее народ. Но сами не просят.
Только в одном случае новый парковщик пытался мне сказать, что парковка платная и требовал лиру. Поскольку я там парковался несколько раз и точно знал, что это не так, он был понижен в ранге и оставлен с 25 центами.
К сожалению, забыл засечь километраж, но объездили оба острова, забираясь в места (скорее из-за того, что ошибались с дорогой, чем по необходимости), где дороги явно не для туристов (в центре острова жизнь не та, что по побережью). Один раз поднимались на склон градусов наверно 40, я боялся что легкая переднеприводная машина не одолеет, нет, ничего.
За 4 дня на пежо отъездили практически целый бак. В последний день заправлялись (надо вернуть полный бак). Система такая. Сидит мужик, который меняет деньги на бумажки по 2 и 5 лир. Ты эти бумажки засовываешь в автомат, нажимаешь номер насоса, где стоишь, и он на эти деньги отмеряет бензина. Бензин только одной марки unleaded. (Господи, ну где он берет эту чушь!!! примечание MaltaVista.ru)Там же продается и дизельное топливо. К моему удивлению, видели много жигулей первых выпусков. Наверно поначалу по условиям договора какую-то часть отдавали фиату, другого объяснения у меня нет.(Это и были фиаты, при чем тут жигули? примечание MaltaVista.ru)
С погодой (середина мая) повезло. Вообще поездка очень понравилась.
Но в последний день попали в историю. В гостинице было написано, что платить надо накануне отъезда.
Соответственно, вечером накануне мы пошли на стойку, нам распечатали счет, и я спрашиваю нужна им кредитная карта или у них она есть (я резервировал по интернету и платил аванс, соответсвенно, я думал что карта у них есть, как это было во всех местах, где я раньше был). Тетка ответила что-то такое не очень вразумительное и я решил что карта у них есть. Впоследствии, вспоминая этот эпизод с сыном, мы сошлись, что из ответа было непонятно, нужна ли карта, но точно тетка не сказала, что нужна. Короче, мы ушли не давая карту, она не спросила, а на следующее утро с вещами бодро подвигались мимо стойки к выходу.
Вдруг слышу, сзади окликают оборачиваюсь, мужик чего-то лопочет и руками показывает. Ну ладно, поскольку я ничего такого не подозреваю, мы продолжаем движение к машине. Подходим, открываем багажник, готовлюсь класть сумки, гляжу два потомка мальтийских рыцарей, опустив копья, скачут во весь опор, имея в виду не дать нам погрузиться. Я и тогда еще пребываю в благодушном настроении, ничего не подозревая, несмотря на их действия гружу вещи в багажник (они не хотели, чтобы я даже вещи в багажник погрузил). Но уже чего-то почуствовал, говорю мы еще вернемся, ключи от номера отдадим. Они блокируют собой машину и говорят типа вы еще не все заплатили. Тут я уже начинаю серчать. Тоже мне, грозные рыцари, каждый на пол-головы ниже меня.
Какого черта говорю, я все заплатил и бумагу вчерашнюю им тычу.
Тут один из них (который нам вещи при въезде заносил) потихонечку линяет, а второй объясняет, что это его работа и не пройду ли я к стойке. Я говорю, я пройду, а ты давай менеджера зови. Прихожу к стойке и этой вчерашней тетке сходу требую вызвать менеджера. В общем, оказалось, что она вчера выдала мне счет, а платеж не сделала, поскольку карты у них нет, на что я им сказал, что это ваши проблемы, я вас спрашивал, нужна ли карта и положительного ответа не услышал. Короче заплатил, но настроение было испорчено.
Так что не попадайтесь, имейте в это виду, и давайте карту сразу.
В аэропорт доехали нормально то ли опыт появился, то ли я был осерчамши, то ли моя инструкция, что мы должны это сделать с первого раза сработала. Поставили машину на стоянку, бросили ключи в ящик. Все. Первое на что обратил внимание в аэропорту Рима это то, что машины с левым рулем.
P.S. Заключительная сцена. Салон самолета Аэрофлота. Сидят пассажиры. Самолет стоит на площадке аэропорта Рима. Солнце. В самолете жарко. Время от времени то один, то другой пассажир крутит носик вентиляции. Вентиляция не работает. Сидим полчаса. Стюардессы мило болтают между собой. Наконец одна проходит мимо. Я: «Мы стоим на солнце уже полчаса, можно включить вентиляцию?» С (принимает оскорбленный вид): «В советских самолетах кондишина нет.» Я: «Я говорю не о кондишине, я говорю о вентиляции. Вот здесь носик для нее.» С: «Это не ко мне, а к пилоту, я не включаю.» (уходит). За сценой звучит песня «Родная, родная, родная земля…». Занавес.
Газета.ру от 07.06.2005
ссылка на оригинальный текст