Учите английский как учат его китайцы | Библиотека | Мальта для всех!

Учите английский как учат его китайцы | Библиотека | Мальта для всех!

40
0

Патрик Макдональд

Учить иностранный язык там, где на нем все говорят, – дело увлекательное и полезное во всех отношениях. Это факт, признанный давно и везде. Кто—то едет на языковые курсы «по зову сердца», кем—то движет необходимость, одни впервые попадают туда еще в юном возрасте, другие отправляются в лингвистическое путешествие только на пенсии. О том, кто, зачем, когда и где учит иностранный язык, – исследование, проведенное британским журналом Language Travel Magazine. В России анализом этого рынка пока никто не занимался, а между тем наших студентов не меньше, чем зарубежных, волнуют вопросы, где иностранному языку учат лучше, где самые гостеприимные семьи и самая интересная культурная программа. Ведь хочется чтобы поездка была не напрасной и принесла ожидаемый результат. Начнем с самого популярного языка – английского.

В опросе приняли участие языковые школы восьми англоязычных стран – Великобритании, Ирландии, Канады, США, Мальты, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР. Не все эти направления одинаково популярны в России, но русские студенты, как выяснилось, есть везде. Более того, в самой экзотической из перечисленных стран – Южной Африке, наши соотечественники вошли в шестерку top nationalities: они составляют 3% всех опрошенных студентов.
Опрос проводился следующим образом: в школы рассылались анкеты, которые раздавались всем студентам. Хотя опросники допускали анонимность, говорить о 100-процентной объективности результатов нельзя. Во-первых, потому что если студент в целом доволен, он склонен всему давать позитивную оценку. Видит он, скажем, вопрос «Как вы оцениваете преподавателей?» и думает: «Отлично», наверное, все-таки не поставишь, потому что Сьюзен не тянет, но зато Джо и Питер – классные ребята, так что «хорошо» в самый раз. Хотя Хелен можно было и «неуд» влепить». Получается усредненный вариант. Впрочем, старательность и честность азиатских студентов, которых большинство среди опрошенных, дает надежду хоть на какую-то объективность. Во-вторых, надо учитывать, что любая выборка не бывает полностью репрезентативной. Вряд ли стоит удивляться, например, тому, что русские не представлены в британском списке «Национальность студентов», хотя, казалось бы, наших студентов в английских языковых школах немало. Просто либо в опросе приняли участие школы, где русских не так много, либо опрос проводился не в «русский сезон», либо мы потерялись на фоне многочисленных китайцев, японцев, испанцев и прочих французов. Поэтому исследование отражает лишь общую картину, причем на тот момент, когда оно проводилось.

Как ни крути, а самые усердные, целеустремленные и многочисленные студенты школ английского языка – азиаты, а среди них самые-самые – китайцы. Китайский рынок за последние годы вырос в несколько раз: китайцев не только много, они приезжают надолго и, как правило, с целью продолжить образование и остаться в стране.
Так, в Великобритании всего за два года китайцы поднялись с самого низа на первую строчку таблицы «Национальность студентов». А за счет этого увеличилось и общее число азиатских студентов – с 40% до 53%. Впрочем, это не предел: в Австралии студенты из этого региона составляют 76%, а в Новой Зеландии – 88%. Но если в Австралии примерно в равной пропорции представлены студенты из разных азиатских стран – Японии, Кореи, Китая, Таиланда, Тайваня, говорящие между собой по-английски, то в Новой Зеландии подавляющее большинство (60%) – китайцы, и это отнюдь не способствует быстрому прогрессу в языке ни их самих, ни окружающих. Не случайно именно в Новой Зеландии самый высокий процент тех (26%), кто не порекомендовал бы свою школу другим, и учебную программу на «удовлетворительно» здесь оценивает большее, чем где бы то ни было, число опрошенных (39%).
Однако есть две страны в числе представленных, куда едут учиться в основном европейцы. Это – Мальта и ЮАР. Общее число европейцев (западных и восточных) на Мальте – 96%, остальные 4% – вездесущие японцы. Лидерство среди европейских студентов на Мальте удерживают итальянцы (21%), но к ним уже вплотную приблизились русские (18%), которых еще год назад было в два раза меньше. В ЮАР же в основном едут немцы и швейцарцы (49%). Однако по сравнению с прошлым годом число европейских студентов в Южной Африке несколько сократилось (с 81% до 57%), зато сильно выросло количество азиатов (с 7% до 26%). Кстати, швейцарцы, которым приписывают свободное владение несколькими иностранными языками с детства, согласно исследованию, одни из самых многочисленных студентов-европейцев. Самые посещаемые ими страны, кроме ЮАР, – Ирландия, Мальта, США. Забегая вперед, добавлю, что много их и на курсах итальянского, испанского, французского.
Учить английский приезжают и африканцы, и жители Ближнего Востока, и латиноамериканцы. Но если последние заметны везде, а в некоторых школах США и Канады так просто доминируют, то первых совсем немного – по 1% в Канаде и Новой Зеландии, 6% в ЮАР. Уроженцы Ближнего Востока выбирают, главным образом, Великобританию. Кстати, в этой стране самый пестрый национальный состав студентов. Что неудивительно: Англия – безусловный лидер в обучении своему языку иностранцев.

ЗАЧЕМ НА АНГЛИЙСКОМ
В языковых школах за рубежом, как известно, учатся люди разного возраста. Однако, согласно статистике, средний возраст студентов – 22-24 года, и только на курсах английского в ЮАР публика постарше (средний возраст 29 лет). Большинству, как и следовало ожидать, язык нужен для работы. Исключение составляют Австралия и Новая Зеландия. Поскольку там много студентов из Азии, они определяют и среднюю продолжительность учебы на курсах, и цели обучения. 56% изучающих английский в Австралии и Новой Зеландии делают это для продолжения образования в этих или других англоязычных странах. Соответственно, и курсы они бронируют долгосрочные – в среднем 18-недельные.
Самые же короткие программы заказывают на Мальте – не больше 4 недель. Это и понятно: маленький курортный остров располагает скорее к отдыху, чем к серьезным занятиям. Не случайно теплая Мальта привлекает относительно юных студентов: 41% опрошенных младше 19 лет. Тем не менее ситуация меняется: все большее число студентов приезжает не только для того, чтобы погреться на солнце. 54% учат английский для работы, 35% – для учебы, и только 1% делает это ради удовольствия (в прошлом году их было 20%). Как следствие, увеличилась и средняя продолжительность курсов – с 2,6 до 4 недель.
В целом, по сравнению с прошлым годом, вырос процент тех, кто собирается и дальше учиться в стране, где посещает курсы. Эта тенденция характерна для Великобритании, Ирландии и Канады. В США после известных событий 11 сентября и последующего ужесточения визовой процедуры ситуация прямо противоположная: число стремящихся продолжить образование в Америке сократилось с 39% до 27%. Туда едут в основном уже работающие люди, способные доказать свою состоятельность и встречающие меньше визовых препонов.
Особняком стоит ЮАР: хотя подавляющее большинство проявило солидарность с опрошенными в других странах, заявив, что работа «отправила» их за языком, все же не в последнюю очередь сюда приезжают ради отдыха и удовольствия. Интересно, что 66% студентов впервые оказалось на языковых курсах. Несмотря на географическую удаленность Южной Африки, многие европейцы приезжают на срок не больше месяца. Это связано с тем, что среди опрошенных оказалось много людей занятых и работающих.

Несмотря на возрастающую роль интернета, статистика показывает, что он не может заменить образовательные агентства. К помощи агентств обращаются даже там, где не знают, что такое виза, и где, казалось бы, можно легко забронировать курс самостоятельно. Самый высокий процент выбравших курс через интернет – на Мальте (32%). Но и здесь большинство (58%) оформляло поездку через агентство.
Агентства играют огромную роль в привлечении студентов в Австралию и Новую Зеландию. Процент тех, кто приехал в эти страны с помощью образовательных агентств, значительно превышает европейские и американские показатели (64% в Австралии, 68% в Новой Зеландии). Для сравнения, в Ирландии число забронировавших курс через агентство сократилось с 56% в прошлом году до 48% в этом. В США и того меньше: агентствам доверилось лишь 35% опрошенных.
Значительно хуже в этом году стала работать прямая реклама школ. Например, в Великобритании еще в прошлом году было 16% тех, кто пришел по рекламе, теперь таких студентов только 7%. Похожая картина на Мальте: год назад пятая часть всех студентов находила курс самостоятельно, увидев рекламу, а в этом году таких осталось всего 6%. Лучше всего сработала реклама южноафриканских языковых школ: на нее среагировало 14% студентов, изучающих английский в ЮАР.
Большинство опрошенных заранее знало, в какой стране учиться, но в выборе города и особенно школы и курса опиралось на мнение агентств, друзей и родных. Причем, как показывает исследование, особенно доверяют рекомендациям друзей и родственников, побывавших в США: 49% студентов, изучающих английский язык в этой стране, выбрало курс таким образом.
Ряд стран (Австралия, Новая Зеландия, Канада) и школ выбираются по причине относительной дешевизны. Среди других факторов выбора учебного заведения называют репутацию школы, ее инфраструктуру, расположение, цену, легкость зачисления, размер, связь с университетом.

Если верить результатам опроса, то лучше всего учат английскому в ЮАР. Точнее, там больше всего довольных студентов: 94% опрошенных порекомендовало бы свою школу другим. Правда, почти такую же высокую оценку получили и языковые школы Ирландии, Канады и Мальты (93% рекомендаций).
В южноафриканских школах самые маленькие классы (в среднем 5 человек). То же преимущество – в Ирландии и на Мальте. Упомянутые страны, а также США и Канада, держат лидерство и по уровню преподавания (см. табл. 2). Самую высокую оценку получила Мальта (61% опрошенных назвал качество преподавания отличным), за ней следует Ирландия (56% поставило учителям «пятерку»), ЮАР (54%), Канада и США (52%). По совокупному показателю (99% оценок «отлично» и «хорошо» за преподавание) Мальта демонстрирует просто невероятный результат, заставляющий, честно говоря, усомнится в его объективности.
Что касается учебной программы, то и здесь лидирует Мальта: 79% остались довольны ее качеством (совокупные оценки «отлично» и «хорошо»). На втором месте – снова Ирландия (76%), на третьем – Австралия. Самая плачевная картина – в Новой Зеландии: лишь 49% оценили программу на «хорошо».
А вот с оценкой студенческого жилья, пожалуй, не поспоришь. Большинство студентов, приезжающих учить язык, обычно останавливается в семье. Так что по результатам исследования можно судить, в какой стране наиболее гостеприимный народ. Было бы несправедливо, если на первом месте не оказалась Ирландия, пусть и поделившая его с Мальтой (76% высших оценок). За ними следует ЮАР (68% поставили оценки «отлично» и «хорошо»). Не удивляет и худший результат – Великобритания: довольных принимающими семьями здесь меньше половины (49%), а 5% назвало уровень проживания неудовлетворительным.

Курсы английского за рубежом – это не только занятия языком, но и послеурочная развлекательная программа: экскурсии, клубы по интересам, просмотр фильмов, походы по пабам и т.д. Возможно, это не самое главное, но то, как организована культурная программа и есть ли она вообще, тоже влияет на мнение студентов о школе и стране в целом. Согласно исследованию, лучше всего дело обстоит на Мальте (77% считают, что с social activities здесь все хорошо), в ЮАР (73%) и Канаде 57%. Такие результаты вполне закономерны: ведь, как было сказано выше, приезжая на Мальту и в ЮАР, студенты хотят совместить учебу с отдыхом. Поэтому культурная программа приобретает важное значение. В «отстающих» опять Великобритания – 31% высших оценок.
Недовольны студенты, изучающие английский в Соединенном Королевстве, и тем, что классы, по их мнению, переполнены (до 16 человек; 17%), что слишком много студентов говорят на том же языке, что и они (25%; среди недовольных, главным образом, чилийцы, китайцы и корейцы). Правда, это ничуть не мешает Великобритании оставаться самой притягательной страной для изучения английского языка. К тому же, языковых школ в Англии столько, что всегда можно найти ту, которая бы отвечала всем вашим требованиям и была бы для вас самой лучшей.
А жалобы есть и в других странах. Например, 21% опрошенных в Новой Зеландии считают, что в их классе слишком много студентов; а 37% утверждают, что слишком много говорящих на их родном языке. Этим же недовольны и студенты ирландских языковых школ (33%), которые в последнее время страдают из—за большой концентрации китайцев и, как ни странно, швейцарцев.

На вопрос «Что вам больше всего нравится в стране?» опрошенные в Великобритании, Ирландии, Канаде, США и Новой Зеландии ответили «Язык». Студенты мальтийских и австралийских школ отметили, что главная ценность – это люди, а изучающие английский в Южной Африке оценили прежде всего природу.
По мнению участников опроса, легче всего общаться с местными жителями в ЮАР (77%), на Мальте (67%) и в Ирландии (59%), а сложнее всего – в Австралии и США (57%), Новой Зеландии (56%) и Великобритании (54%).
Соединенное Королевство – самая дорогая из англоязычных стран. 83% отметило, что стоимость жизни в Великобритании выше, чем дома. Так считают почти все, кроме, разве что, японцев. В последнее время подорожала и Ирландия, некогда выигравшая Англии своей дешевизной. Теперь средняя стоимость обучения и проживания в Ирландии – 340 евро в неделю. А самой дешевой страной назвали Новую Зеландию: средняя цена обучения и проживания здесь $247 в неделю. Невысокая стоимость жизни и в ЮАР: 72% студентов признают, что тратят здесь гораздо меньше, чем дома (в среднем $289 в неделю, обучение и проживание).
В целом же, изучение иностранного языка за границей не дешевое удовольствие (азиатские и латиноамериканские студенты почти в один голос утверждают, что все англоязычные страны гораздо дороже их собственных). Но вложения окупаются сторицей. Иначе образовательный бизнес давно бы умер.

Иностранец #14 от 12.04.2004

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ