Идея
В конце февраля начале марта 1998 года у меня
выкроилась примерно неделя свободного времени, и я решил съездить отдохнуть.
Будучи ограничен в деньгах и времени, я выбрал сравнительно недалеко
расположенную страну с теплым климатом и благоприятным визовым режимом. Этой
страной оказалась Мальта. Так как моя любимая турфирма «Универсал-Тур» с Мальтой не работает, а
искать другую не было времени, я решил отправиться самостоятельно. Поездка
прошла успешно, и я хочу Вам об этом рассказать.
Подготовка
Виза оформляется в посольстве
Мальты (Москва, ул. Коровий Вал, д.7, к.219, т. (095) 237-19-39) без особых
проблем. Улица Коровий Вал (бывшая Добрынинская) представляет собой наружную
сторону Садового кольца на участке между метро «Октябрьская» и «Добрынинская».
Примерно половину этой улицы занимает огромное уродливое здание застойного
периода. Это и есть дом 7. Мальтийское посольство арендует в нем небольшой офис.
Принимают они с 10 до 12 часов. Надо иметь с собой загранпаспорт, 2
фотографии, заполнить анкету и заплатить 40 долларов (старые купюры не
принимаются). Визу делают официально за две недели, но мне сделали меньше чем за
неделю, потому что не сезон. В целом обстановка очень доброжелательная.
Авиаперелет. Аэрофлот летает несколько раз в неделю. Я летел
вторничным рейсом SU427/428. Вылет из Шереметьево-2 в 10 часов, прилет на Мальту
в 12 по местному времени (разница 2 часа), вылет с Мальты в 22 часа, прилет в
Шереметьево в 4 часа утра. Билет покупал в «Универсал-Туре», он мне обошелся в $445
туда и обратно.
Заказ отеля. В посольстве мне выдали много рекламных буклетов, в том
числе список из ста с лишним отелей и других мест размещения (tourist village,
holiday complex, guesthouse и др.). В одном из буклетов обнаружилась ссылка на
сервер Мальтийской организации по
туризму, через который я вышел на странички конкретных отелей. Среди них
было несколько пятизвездочных и только один четырехзвездочный Preluna Hotel&Towers. Таким
образом, выбор был сделан… Бронирование через Интернет дало мне 10-процентную
скидку, но по неосторожности я заказал трансфер от аэропорта до отеля, который
обошелся в 8 мальтийских лир (примерно $20).
Страна и люди
Мальтийская республика расположена в
центре Средиземного моря в 100 километрах к югу от Сицилии и состоит из трех
обитаемых островов Мальты, Гоцо и Комино и нескольких необитаемых, среди
которых Коминотто, Филфла и два острова Св. Павла. На острове Комино живет одна
семья и находится четырехзвездочный отель с тем же названием, работающий только
летом. В остальное время с островом нет регулярного сообщения, так что выбор
места отдыха оказывается сокращен до двух островов Мальта и Гоцо (сами
мальтийцы говорят «Молта» и «Гоу-Зоу», но я буду применять более привычное
написание).
Номинальная столица страны Валлетта. Фактическая столица
нагромождение из нескольких десятков сросшихся между собой городов и поселков с
общим населением примерно 200 тыс. жителей, занимающее значительную часть
острова Мальта. Сама Валлетта является в этом городе небольшим кварталом,
обнесенным крепостной стеной (как Кремль в Москве).
Валюта мальтийская лира, равная примерно 2.5 $ и состоящая из 100
центов. Есть монетки в 1, 2, 5, 10, 25, 50 центов и 1 лиру, купюры в 2, 5 и 10
лир (более крупных мне не встречалось). Обмен валюты в банках, самые известные
из которых Mid-Med и Bank of Valletta имеют сеть филиалов по всей стране.
Языки официально мальтийский и английский. Реально повседневное
общение идет на мальтийском очень специфическом языке, близком к арабскому.
По-английски местные жители понимают хорошо, а говорят с сильным акцентом,
который я научился понимать только к концу поездки. Многие говорят
по-итальянски, особенно на Гоцо.
Мальтийцы люди вежливые, доброжелательные, но сдержанные и не
слишком разговорчивые. Общение в основном ограничивалось практическими вопросами
как пройти куда-либо и др.

Религия католицизм. Народ религиозен до крайности, во всяком случае
внешне. На стенах домов вывешены таблички с именами святых, у дверей статуи
Богоматери, Св.Павла и др. В каждой деревне на центральной площади возвышается
величественный собор. На картинках Вы видите не самые большие и не самые
известные гоцийские храмы. А храм Св. Марии в Мосте по размерам купола занимает
второе или третье место в Европе…
История Мальты насчитывает пять с лишним тысяч лет. С древнейшего
периода сохранились до наших дней дольмены мегалитические сооружения по типу
Стоунхенджа в Англии. Кто и зачем их построил? От народа, создавшего эти
памятники, не осталось больше ничего ни письменных текстов, ни захоронений.
Предполагают, что эти люди жили в Сицилии и приплывали на Мальту и Гоцо для
религиозных церемоний.

В более близкое нам время Мальта была колонией Финикии, Карфагена, Рима и
Византии. От римлян осталось несколько не слишком значительных сооружений, от
карфагенян кажется, вообще ничего. Однако в 60 году случилось событие,
наложившее значительный отпечаток на дальнейшую жизнь мальтийцев
кораблекрушение Святого Павла (подробное описание см. в книге Нового Завета
«Деяния Святых Апостолов», глава 24), положившее начало распространению
христианства в Западном Средиземноморье. Годовщина кораблекрушения Св.Павла
отмечается ежегодно 10 февраля как национальный праздник.
В средние века Мальта принадлежала арабам, норманнам, арагонцам, а в 1551
году была передана рыцарям ордена Госпитальеров или Св.Иоанна, незадолго до
этого изгнанным турками с острова Родос. Рыцари превратили остров в неприступную
крепость. В 1566 году турки обрушили на Мальту всю мощь своего флота, но рыцари
выстояли. После этого была основана новая столица острова, названная в честь
Великого магистра ордена Жана Паризо де Ла Валлетта (мальтийцы произносят
название своей столицы без приставки Ла).

Позже, когда турецкая угроза стала не столь явной, рыцари утратили боевой дух
и в 1799 году были легко завоеваны Наполеоном. Затем Мальта стала английской
колонией, а в 1960 году получила независимость.
Английское влияние проявляется в таких явлениях повседневной жизни,
как левостороннее движение, непривычные для нас, европейцев 🙂 розетки и
затычки в раковине.
Транспорт
Автобусы основной вид
транспорта как на Мальте (желтого цвета), так и на Гоцо (серые с красной
полосой). Несколько десятков маршрутов расходится по разным концам острова
Мальта от центральной станции, расположенной у городских ворот Валлетты. Эта
площадь, заваленная кучами мусора, несомненно является самым гнусным местом всей
страны. Проезд стоит 11 или 13 центов в зависимости от расстояния. Есть еще так
называемые «direct buses», отличающиеся от обычных ценой (30 центов) и местом
отправления (Слима). Водители всех автобусов неохотно останавливаются на
остановках. Чтобы остановить автобус, надо:
- находясь на остановке громко кричать и размахивать руками;
- находясь в автобусе дернуть за веревочку, протянутую через весь салон и
соединенную с колокольчиком над головой водителя (в новых автобусах есть более
привычные нам кнопки).
Остановить автобус между остановками, похоже,
вообще невозможно.
Гоцийские автобусы (отправление от Виктории, проезд 9 центов), в отличие от
мальтийских, ходят редко и нерегулярно. Только два маршрута относительно
приличные (можно прождать минут сорок, не больше) на Мджар и Марсалфорн. С
остальными можно связываться в двух случаях:
- если Вы видите подходящий к остановке автобус;
- если Вы видите на остановке местных жителей, ожидающих автобуса.
В
остальных случаях лучше прогуляться пешком: островок небольшой, всего 14
километров в длину :-)). Я его вдоль и поперек обошел.
Теплоходы. Летом их много, а зимой работают две линии. Я обкатал обе.
Паром Слима Валлетта соединяет два города, расположенные друг против
друга на разных берегах длинного и разветвленного залива Марсамшет (Marsamxett).
Ходит каждые полчаса, проезд стоит 35 центов. К сожалению, ходит только в
хорошую погоду, под которой они понимают полное безветрие. Если Вы будете жить в
Слиме, советую ехать в Валлетту именно на пароме, иначе впечатление от столицы
будет испорчено посещением автостанции (см.выше).
Паром Мальта Гоцо соединяет пристани Чиркевва (на Мальте) и Мджар
(на Гоцо). Может перевозить автомобили. Проезд в оба конца стоит 1.5 лиры и
оплачивается при возврате с Гоцо на Мальту. Чтобы вообще не платить за проезд,
достаточно вернуться другим способом (или остаться на Гоцо до конца жизни). Увы,
другой способ значительно дороже…
Вертолет соединяет мальтийский международный аэропорт с островом Гоцо.
Вертодром (Heliport) находится между Шевкией (Xewkija) и Айнселем (Ghajnselem),
против торгово-экскурсионного комплекса Gozo Heritage. Летает 6-7 раз в сутки,
билет в один конец стоит 18 лир (это и есть другой способ, который я упомянул в
предыдущем пункте!). Однако, если Вам надо с Гоцо прямо в аэропорт, вертолет
позволит избежать долгого пути с пересадками в Мджаре, Чиркевве и Валлетте и
сэкономит чуть ли не целый день.
Такси немногочисленны и довольно дороги. За проезд от гоцийского
вертодрома до залива Dwejra Bay (примерно 8 км) таксист хотел получить с меня 4
лиры. Я предпочел пешком прогуляться…
Экскурсии

Похоже, они монополизированы фирмой капитана Моргана. В турагентствах,
которые в Слиме находятся на каждом углу, везде предлагают экскурсии именно этой
фирмы. Наиболее популярна полуторачасовая морская прогулка вокруг Валлетты с
осмотром заливов Марсамшет и Grand Harbour. Она позволяет за 5.5 лир получить
общее представление о мальтийской столице и ее окрестностях… если Вы понимаете
мальтийский диалект английского (немецкого, итальянского) языка. Лучше, если эта
экскурсия будет у Вас не в первый день.
Многие едут на Мальту с одной целью: не имея итальянской визы, попасть на
Сицилию. Такие экскурсии проводятся начиная с 13 марта. Я приехал несколько
раньше, и мне предложили авиа-шоптур в Палермо за 35 лир (визу оформлять
отдельно). Подумав, я отказался.
Я решил не описывать здесь наиболее известные мальтийские города: Валлетту,
Слиму, Мдину. Это лучше меня сделали другие. Например, посмотрите прекрасный сайт о Мальте для российских
путешественников. Зато я расскажу о нескольких своих прогулках по
мальтийской и гоцийской глубинке. Это позволит Вам расширить свое представление
об островах и, может быть, лучше спланировать свой собственный путь.
Мальтийская глубинка
Запад Мальты
Вселившись в свой отель в Слиме и обследовав окрестности, я
обнаружил небольшую автостанцию с четырьмя автобусными маршрутами, так
называемыми direct buses: на Мдину, Буджибу, Голден-Бей и Чиркевву. Стремясь как
можно полнее использовать отведенное время, я в этот же вечер прокатился до
Мдины и обратно, а на следующее утро (25 февраля) отправился в Голден-Бей.
Дорога шла вначале через туристические пригороды Сент-Джулиан и Paceville,
затем вдоль пологого северного берега. Через несколько километров впереди
показались многоэтажные здания курортного комплекса из двух сросшихся между
собой городов: Буджиба и Каура. Место, на мой взгляд, довольно тоскливое и не
имеющее национального колорита, однако именно здесь потерпел крушение корабль
Святого Павла. В память об этом два островка, ограничивающие бухту, носят имя
святого, а на одном из них установлен памятный знак.
Затем дорога сворачивает влево, и участок пути от Буджибы до Голден-Бей
проходит по долине, ограниченной двумя невысокими грядами холмов. Вот и конечная
остановка.

Голден-Бей по мнению большинства, лучший пляж Мальты (здесь и далее слово
«Мальта» означает остров Мальта, а не государство Мальта). Несмотря на
удаленность от городов, там всегда много туристов. Впрочем, в феврале купаются
только русские, а их в тот день кроме меня не было. Тем не менее я решил не
ограничиваться отдыхом на этом действительно прекрасном пляже, а пройти дальше
вдоль берега к более диким местам, называемым Tuffieha Bay и Gnejna (Джнейна)
Bay.
Первый из этих пляжей, узкий и не слишком красивый, находится совсем рядом.
Его отделяет от Голден-Бей старинная башня, одна из многих, поставленных
рыцарями в разных местах острова для защиты от турок и пиратов.
Я надеялся пройти вдоль берега до пляжа Джнейна-Бей, там искупаться и выйти в
город Мджар (не путать с одноименным гоцийским портом!). Вообще, названия
некоторых городов на Мальте и Гоцо совпадают. Наиболее вопиющий случай такого
совпадения был устранен в 1887 г. переименованием гоцийской столицы Рабат в
Викторию, но остались еще Мджар, Зебудж (Zebbug), Бинджемма… Поднявшись на
гребень, замыкающий с юга бухту Туффиха, я увидел следующую картину.
Увы, спуститься к этому берегу я не смог. Помешало то, что накануне во время
посадки в самолет я подвернул ногу и теперь передвигался с некоторым трудом.
Пришлось поменять маршрут и перейти через прибрежные холмы в сельский район
Ghajn Tuffieha. Там я немного заблудился (к тому моменту у меня еще не было
нормальной карты), но все-таки добрался до Мджара, откуда приехал на автобусе в
столицу страны Валлетту.
Окрестности Мдины
В середине дня 27 февраля 1998 года я
вышел из ворот древней мальтийской столицы Мдины и отправился на юг. Зачем я это
сделал? Здесь уместно сказать несколько слов о рельефе Мальты. Северный берег
острова плоский, на нем расположены столичный мегаполис и курортный комплекс
городов Буджиба-Каура. К югу местность постепенно повышается, образуя несколько
уступов, на которых стоят города Нашар, Моста, центральный стадион и древняя
столица страны Мдина с пригородом Рабат. Южнее Рабата местность продолжает
повышаться и, наконец, обрывается к югу двухсотметровой отвесной стеной под
названием Dingli Cliffs. Здесь находится самая высокая точка Мальты и всей
страны. По дороге туда есть еще несколько интересных мест, о которых я вам
расскажу.
Мдина город прекрасный, о нем написано много, повторяться не буду. Только
помещу эти две фотографии.

Рабат довольно типичный мальтийский город средневекового типа с красивыми
старинными зданиями и узкими улицами. С левой стороны главной улицы находится
Доминиканский монастырь, и тут надо не пропустить развилку: направо дорога идет
в небольшой городок Дингли, налево к дворцу Вердала, загородной резиденции
мальтийского президента. Туда я и направился.
Президентский дворец окружен огромным парком из сосен и дубов. У входа на
территорию я встретил нескольких туристов из разных стран, которые ждали, когда
откроют ворота. По сведениям Le Petit Fute, дворец открыт для посещения во
вторник и пятницу, а это была как раз пятница. Увы, сведения оказались
устаревшими дворец был закрыт.
Познакомившись у ворот парка с двумя австрийцами, я отправился вместе с ними
к следующему примечательному месту так называемому Clapham Junction. Место
весьма странное: каменистая поверхность, испещренная бороздами, идущими в разных
направлениях. Предполагают, что эти борозды использовались древнейшими жителями
Мальты для транспортировки каменных блоков при строительстве храмов. А
современные мальтийцы строят из неотесанных камней аккуратные стеночки (я на них
насмотрелся на Гоцо см. дальше). У одной из таких стеночек меня
сфотографировали мои австрийские попутчики.
Еще несколько сот метров и перед нами открывается великолепная панорама
Средиземного моря с маленьким островком Филфла у линии горизонта.
Двухсотметровый обрыв, о котором я писал в начале главы, в этом месте состоит из
двух скальных стен, разделенных небольшим уступом. А на этом уступе местные
жители устроили дачные участки! Вот к чему приводит нехватка земли. Впрочем,
одна из следующих глав будет посвящена террасному земледелию на Гоцо. А сейчас
мы прошли вдоль берега до купола радарной станции гражданской авиации, затем
свернули направо и пришли в маленький город Дингли, давший название этому
прекрасному берегу. Из Дингли вернулись в столицу на автобусе номер 81.

Гоцийская глубинка
Так как остров Гоцо по сути весь является глубинкой,
я буду писать обо всем, начиная с размещения в гостинице (этим привычным словом
перевожу английское guest house).
Гостиница Святого Иосифа в Але
Еще будучи на Мальте, я выбрал и
забронировал по телефону эту маленькую семейную гостиницу. Почему? Во-первых,
городок Ала (Qala) находится недалеко от гоцийского порта Мджар (Mgarr).
Во-вторых, у меня было намерение пройти остров Гоцо пешком из конца в конец, а
для этого удобно жить на одном из концов (Ала находится вблизи восточной
оконечности острова). Наконец, единственная в Але гостиница St.Joseph с ее 5
номерами и 14 койками (сведения из буклета, который мне выдали в посольстве)
представляла полный контраст роскошному 4-звездочному отелю Preluna, где я жил на Мальте.
Итак, в середине дня 28 февраля я пришел в Алу и стал разыскивать гостиницу.
Здание с табличкой «St.Joseph» обнаружилось довольно быстро, но моя радость была
преждевременной: это оказался жилой дом. Дело в том, что святой Иосиф, муж
Богоматери и приемный отец Христа, настолько популярен в Але, что его имя носит
все вокруг (как у нас при коммунистах все было имени Ленина). Пройдя несколько
дальше, я вышел на главную площадь к храму (конечно, тоже Св. Иосифа; фотография
храма находится в начале текста, в разделе «Религия»). На одной из соседних улиц
оказалась и гостиница.
Неожиданно выяснилось сходство гоцийской и российской глубинки: удобства в
этой гостинице на этаже. Впрочем, это не слишком мешало, так как кроме меня в
гостинице жила только одна семья из Италии. Зато домашнее питание из огромных
порций спагетти пальчики оближешь! Совершенно достаточно было бы есть один раз
в сутки. У меня все же получалось два.
В Але я надеялся осуществить одну свою давнюю мечту: найти место, где бы до
меня не было русских. Увы, 20 лет назад в гостинице Св.Иосифа все же побывала
какая-то компания туристов или командированных из бывшего СССР. Кто они? Как
занесло посланцев нашей ленинской партии в такую глубинку? Ответа найти не
удалось. Может быть, кто-то из них прочтет эту страничку и откликнется?
Вечером этого дня я прогулялся по окрестностям Алы, искупался на маленьком
пляже Хонда (Hondaq) и побывал на мысу Qala Point, откуда открывается прекрасный
вид на Комино и Мальту.

От Марсалфорна до Надура
На следующий день 1 марта я осмотрел важнейшие достопримечательности Гоцо
доисторический храм Джгантия (Ggantija) на окраине Шары (Xaghra) и цитадель
гоцийской столицы Виктории (подробно не описываю по вышеуказанной причине
другие это сделали лучше). На это у меня ушло полдня, я немного устал и, придя
на автостанцию Виктории, собрался ехать домой. Но такой примитивизм не был
угоден высшим силам, и орудием своего вмешательства они избрали гоцийские
автобусы. Выяснилось, что по причине воскресенья автобусы до Алы не ходят. Не
оказалось подходящего рейса и до ближайшего к моей деревне более-менее
оживленного места порта Мджар. «А хоть куда-нибудь у вас ходят автобусы?»
спросил я менеджера автостанции, и он показал мне на группу людей, ожидающих
автобуса на Марсалфорн. Мне это было не по дороге, но когда я еще оказался бы в
Марсалфорне? И я поехал.
Марсалфорн маленький курортный поселок на северном побережье Гоцо. На одном
из окрестных холмов возвышается статуя Иисуса Христа, напоминающая аналогичную
статую в Рио-де-Жанейро (сразу хочу оговориться, что я никогда не был в Рио и
все сравнения строю на основе журналов и ТВ). Похоже, что эти статуи
единственное, что роднит два курорта. Карнавал, танцы на улицах днем и ночью,
полуобнаженные мулатки все это не имеет никакого отношения к Марсалфорну.
Жизнь в маленьком городке замерла в ожидании летнего сезона.

Осмотрев Марсалфорн, я отправился пешком на крупнейший гоцийский пляж
Рамла-Бей. Хочу предостеречь автолюбителей: на карте эти два места соединены
дорогой через северную окраину Шары (Xaghra), но эта дорога проходима только для
пешеходов. Со стороны Марсалфорна посреди дороги зияет огромный провал, а до
Рамлы она вообще не доходит, упираясь в частное владение. Зато там есть одна
вроде бы ничем не примечательная трещина в скале, превращенная воротилами
бизнеса в место паломничества туристов. Грот Калипсо! Никто не доказал, что эта
нимфа жила на Гоцо (если вообще существовала), а предприимчивые гоцийцы
установили якобы точное место и показывают туристам. Может быть, когда-нибудь и
у нас так научатся?
Рамла-Бей довольно большой и красивый пляж, но у него есть один важный с
моей точки зрения недостаток (для кого-то наоборот, достоинство): очень мелко,
надо долго идти по колено в воде. А в начале весны вода достаточно холодная!
Здесь начинается самая драматическая часть моего путешествия. Я решил
преодолеть вдоль берега следующий участок пути от Рамлы до Сан-Блас Бей. Если
бы я знал, что меня там ждет!
Домашняя страница автора
ссылка на оригинальный текст