Путешествие на Мальту и Гозо | Библиотека | Мальта для всех!

Путешествие на Мальту и Гозо | Библиотека | Мальта для всех!

74
0

Идея

В конце февраля – начале марта 1998 года у меня
выкроилась примерно неделя свободного времени, и я решил съездить отдохнуть.
Будучи ограничен в деньгах и времени, я выбрал сравнительно недалеко
расположенную страну с теплым климатом и благоприятным визовым режимом. Этой
страной оказалась Мальта. Так как моя любимая турфирма «Универсал-Тур» с Мальтой не работает, а
искать другую не было времени, я решил отправиться самостоятельно. Поездка
прошла успешно, и я хочу Вам об этом рассказать.



Подготовка

Виза оформляется в посольстве
Мальты (Москва, ул. Коровий Вал, д.7, к.219, т. (095) 237-19-39) без особых
проблем. Улица Коровий Вал (бывшая Добрынинская) представляет собой наружную
сторону Садового кольца на участке между метро «Октябрьская» и «Добрынинская».
Примерно половину этой улицы занимает огромное уродливое здание застойного
периода. Это и есть дом 7. Мальтийское посольство арендует в нем небольшой офис.

Принимают они с 10 до 12 часов. Надо иметь с собой загранпаспорт, 2
фотографии, заполнить анкету и заплатить 40 долларов (старые купюры не
принимаются). Визу делают официально за две недели, но мне сделали меньше чем за
неделю, потому что не сезон. В целом обстановка очень доброжелательная.

Авиаперелет. Аэрофлот летает несколько раз в неделю. Я летел
вторничным рейсом SU427/428. Вылет из Шереметьево-2 в 10 часов, прилет на Мальту
в 12 по местному времени (разница 2 часа), вылет с Мальты в 22 часа, прилет в
Шереметьево в 4 часа утра. Билет покупал в «Универсал-Туре», он мне обошелся в $445
туда и обратно.

Заказ отеля. В посольстве мне выдали много рекламных буклетов, в том
числе список из ста с лишним отелей и других мест размещения (tourist village,
holiday complex, guesthouse и др.). В одном из буклетов обнаружилась ссылка на
сервер Мальтийской организации по
туризму, через который я вышел на странички конкретных отелей. Среди них
было несколько пятизвездочных и только один четырехзвездочный – Preluna Hotel&Towers. Таким
образом, выбор был сделан… Бронирование через Интернет дало мне 10-процентную
скидку, но по неосторожности я заказал трансфер от аэропорта до отеля, который
обошелся в 8 мальтийских лир (примерно $20).



Страна и люди

Мальтийская республика расположена в
центре Средиземного моря в 100 километрах к югу от Сицилии и состоит из трех
обитаемых островов – Мальты, Гоцо и Комино – и нескольких необитаемых, среди
которых Коминотто, Филфла и два острова Св. Павла. На острове Комино живет одна
семья и находится четырехзвездочный отель с тем же названием, работающий только
летом. В остальное время с островом нет регулярного сообщения, так что выбор
места отдыха оказывается сокращен до двух островов – Мальта и Гоцо (сами
мальтийцы говорят «Молта» и «Гоу-Зоу», но я буду применять более привычное
написание).

Номинальная столица страны – Валлетта. Фактическая столица –
нагромождение из нескольких десятков сросшихся между собой городов и поселков с
общим населением примерно 200 тыс. жителей, занимающее значительную часть
острова Мальта. Сама Валлетта является в этом городе небольшим кварталом,
обнесенным крепостной стеной (как Кремль в Москве).

Валюта – мальтийская лира, равная примерно 2.5 $ и состоящая из 100
центов. Есть монетки в 1, 2, 5, 10, 25, 50 центов и 1 лиру, купюры в 2, 5 и 10
лир (более крупных мне не встречалось). Обмен валюты в банках, самые известные
из которых Mid-Med и Bank of Valletta имеют сеть филиалов по всей стране.

Языки – официально мальтийский и английский. Реально повседневное
общение идет на мальтийском – очень специфическом языке, близком к арабскому.
По-английски местные жители понимают хорошо, а говорят с сильным акцентом,
который я научился понимать только к концу поездки. Многие говорят
по-итальянски, особенно на Гоцо.

Мальтийцы – люди вежливые, доброжелательные, но сдержанные и не
слишком разговорчивые. Общение в основном ограничивалось практическими вопросами
– как пройти куда-либо и др.


Храм Св.Джозефа, Ала, остров Гоцо


Храм Св.Лоренца, Сен-Лоренц, остров Гоцо


Религия – католицизм. Народ религиозен до крайности, во всяком случае
внешне. На стенах домов вывешены таблички с именами святых, у дверей – статуи
Богоматери, Св.Павла и др. В каждой деревне на центральной площади возвышается
величественный собор. На картинках Вы видите не самые большие и не самые
известные гоцийские храмы. А храм Св. Марии в Мосте по размерам купола занимает
второе или третье место в Европе…

История Мальты насчитывает пять с лишним тысяч лет. С древнейшего
периода сохранились до наших дней дольмены – мегалитические сооружения по типу
Стоунхенджа в Англии. Кто и зачем их построил? От народа, создавшего эти
памятники, не осталось больше ничего – ни письменных текстов, ни захоронений.
Предполагают, что эти люди жили в Сицилии и приплывали на Мальту и Гоцо для
религиозных церемоний.


Доисторический храм Джгантия, остров Гоцо

В более близкое нам время Мальта была колонией Финикии, Карфагена, Рима и
Византии. От римлян осталось несколько не слишком значительных сооружений, от
карфагенян – кажется, вообще ничего. Однако в 60 году случилось событие,
наложившее значительный отпечаток на дальнейшую жизнь мальтийцев –
кораблекрушение Святого Павла (подробное описание см. в книге Нового Завета
«Деяния Святых Апостолов», глава 24), положившее начало распространению
христианства в Западном Средиземноморье. Годовщина кораблекрушения Св.Павла
отмечается ежегодно 10 февраля как национальный праздник.

В средние века Мальта принадлежала арабам, норманнам, арагонцам, а в 1551
году была передана рыцарям ордена Госпитальеров или Св.Иоанна, незадолго до
этого изгнанным турками с острова Родос. Рыцари превратили остров в неприступную
крепость. В 1566 году турки обрушили на Мальту всю мощь своего флота, но рыцари
выстояли. После этого была основана новая столица острова, названная в честь
Великого магистра ордена Жана Паризо де Ла Валлетта (мальтийцы произносят
название своей столицы без приставки Ла).


Стены Валлетты

Позже, когда турецкая угроза стала не столь явной, рыцари утратили боевой дух
и в 1799 году были легко завоеваны Наполеоном. Затем Мальта стала английской
колонией, а в 1960 году получила независимость.

Английское влияние проявляется в таких явлениях повседневной жизни,
как левостороннее движение, непривычные для нас, европейцев 🙂 розетки и
затычки в раковине.



Транспорт

Автобусы – основной вид
транспорта как на Мальте (желтого цвета), так и на Гоцо (серые с красной
полосой). Несколько десятков маршрутов расходится по разным концам острова
Мальта от центральной станции, расположенной у городских ворот Валлетты. Эта
площадь, заваленная кучами мусора, несомненно является самым гнусным местом всей
страны. Проезд стоит 11 или 13 центов в зависимости от расстояния. Есть еще так
называемые «direct buses», отличающиеся от обычных ценой (30 центов) и местом
отправления (Слима). Водители всех автобусов неохотно останавливаются на
остановках. Чтобы остановить автобус, надо:


  • находясь на остановке – громко кричать и размахивать руками;
  • находясь в автобусе – дернуть за веревочку, протянутую через весь салон и
    соединенную с колокольчиком над головой водителя (в новых автобусах есть более
    привычные нам кнопки).

Остановить автобус между остановками, похоже,
вообще невозможно.

Гоцийские автобусы (отправление от Виктории, проезд 9 центов), в отличие от
мальтийских, ходят редко и нерегулярно. Только два маршрута относительно
приличные (можно прождать минут сорок, не больше) – на Мджар и Марсалфорн. С
остальными можно связываться в двух случаях:


  • если Вы видите подходящий к остановке автобус;
  • если Вы видите на остановке местных жителей, ожидающих автобуса.

В
остальных случаях лучше прогуляться пешком: островок небольшой, всего 14
километров в длину :-)). Я его вдоль и поперек обошел.

Теплоходы. Летом их много, а зимой работают две линии. Я обкатал обе.

Паром Слима – Валлетта соединяет два города, расположенные друг против
друга на разных берегах длинного и разветвленного залива Марсамшет (Marsamxett).
Ходит каждые полчаса, проезд стоит 35 центов. К сожалению, ходит только в
хорошую погоду, под которой они понимают полное безветрие. Если Вы будете жить в
Слиме, советую ехать в Валлетту именно на пароме, иначе впечатление от столицы
будет испорчено посещением автостанции (см.выше).

Паром Мальта – Гоцо соединяет пристани Чиркевва (на Мальте) и Мджар
(на Гоцо). Может перевозить автомобили. Проезд в оба конца стоит 1.5 лиры и
оплачивается при возврате с Гоцо на Мальту. Чтобы вообще не платить за проезд,
достаточно вернуться другим способом (или остаться на Гоцо до конца жизни). Увы,
другой способ значительно дороже…

Вертолет соединяет мальтийский международный аэропорт с островом Гоцо.
Вертодром (Heliport) находится между Шевкией (Xewkija) и Айнселем (Ghajnselem),
против торгово-экскурсионного комплекса Gozo Heritage. Летает 6-7 раз в сутки,
билет в один конец стоит 18 лир (это и есть другой способ, который я упомянул в
предыдущем пункте!). Однако, если Вам надо с Гоцо прямо в аэропорт, вертолет
позволит избежать долгого пути с пересадками в Мджаре, Чиркевве и Валлетте и
сэкономит чуть ли не целый день.

Такси немногочисленны и довольно дороги. За проезд от гоцийского
вертодрома до залива Dwejra Bay (примерно 8 км) таксист хотел получить с меня 4
лиры. Я предпочел пешком прогуляться…



Экскурсии

Башенка – символ города Сенглеа

Похоже, они монополизированы фирмой капитана Моргана. В турагентствах,
которые в Слиме находятся на каждом углу, везде предлагают экскурсии именно этой
фирмы. Наиболее популярна полуторачасовая морская прогулка вокруг Валлетты с
осмотром заливов Марсамшет и Grand Harbour. Она позволяет за 5.5 лир получить
общее представление о мальтийской столице и ее окрестностях… если Вы понимаете
мальтийский диалект английского (немецкого, итальянского) языка. Лучше, если эта
экскурсия будет у Вас не в первый день.

Многие едут на Мальту с одной целью: не имея итальянской визы, попасть на
Сицилию. Такие экскурсии проводятся начиная с 13 марта. Я приехал несколько
раньше, и мне предложили авиа-шоптур в Палермо за 35 лир (визу оформлять
отдельно). Подумав, я отказался.



Я решил не описывать здесь наиболее известные мальтийские города: Валлетту,
Слиму, Мдину. Это лучше меня сделали другие. Например, посмотрите прекрасный сайт о Мальте для российских
путешественников. Зато я расскажу о нескольких своих прогулках по
мальтийской и гоцийской глубинке. Это позволит Вам расширить свое представление
об островах и, может быть, лучше спланировать свой собственный путь.



Мальтийская глубинка

Запад Мальты

Вселившись в свой отель в Слиме и обследовав окрестности, я
обнаружил небольшую автостанцию с четырьмя автобусными маршрутами, так
называемыми direct buses: на Мдину, Буджибу, Голден-Бей и Чиркевву. Стремясь как
можно полнее использовать отведенное время, я в этот же вечер прокатился до
Мдины и обратно, а на следующее утро (25 февраля) отправился в Голден-Бей.

Дорога шла вначале через туристические пригороды Сент-Джулиан и Paceville,
затем вдоль пологого северного берега. Через несколько километров впереди
показались многоэтажные здания курортного комплекса из двух сросшихся между
собой городов: Буджиба и Каура. Место, на мой взгляд, довольно тоскливое и не
имеющее национального колорита, однако именно здесь потерпел крушение корабль
Святого Павла. В память об этом два островка, ограничивающие бухту, носят имя
святого, а на одном из них установлен памятный знак.

Затем дорога сворачивает влево, и участок пути от Буджибы до Голден-Бей
проходит по долине, ограниченной двумя невысокими грядами холмов. Вот и конечная
остановка.


Пляж и отель Golden Bay

Голден-Бей – по мнению большинства, лучший пляж Мальты (здесь и далее слово
«Мальта» означает остров Мальта, а не государство Мальта). Несмотря на
удаленность от городов, там всегда много туристов. Впрочем, в феврале купаются
только русские, а их в тот день кроме меня не было. Тем не менее я решил не
ограничиваться отдыхом на этом действительно прекрасном пляже, а пройти дальше
вдоль берега к более диким местам, называемым Tuffieha Bay и Gnejna (Джнейна)
Bay.

Старинная башня между Golden Bay и Tuffieha Bay

Первый из этих пляжей, узкий и не слишком красивый, находится совсем рядом.
Его отделяет от Голден-Бей старинная башня, одна из многих, поставленных
рыцарями в разных местах острова для защиты от турок и пиратов.

Я надеялся пройти вдоль берега до пляжа Джнейна-Бей, там искупаться и выйти в
город Мджар (не путать с одноименным гоцийским портом!). Вообще, названия
некоторых городов на Мальте и Гоцо совпадают. Наиболее вопиющий случай такого
совпадения был устранен в 1887 г. переименованием гоцийской столицы Рабат в
Викторию, но остались еще Мджар, Зебудж (Zebbug), Бинджемма… Поднявшись на
гребень, замыкающий с юга бухту Туффиха, я увидел следующую картину.

Берег моря в сторону Gnejna Bay

Увы, спуститься к этому берегу я не смог. Помешало то, что накануне во время
посадки в самолет я подвернул ногу и теперь передвигался с некоторым трудом.
Пришлось поменять маршрут и перейти через прибрежные холмы в сельский район
Ghajn Tuffieha. Там я немного заблудился (к тому моменту у меня еще не было
нормальной карты), но все-таки добрался до Мджара, откуда приехал на автобусе в
столицу страны Валлетту.


Окрестности Мдины

В середине дня 27 февраля 1998 года я
вышел из ворот древней мальтийской столицы Мдины и отправился на юг. Зачем я это
сделал? Здесь уместно сказать несколько слов о рельефе Мальты. Северный берег
острова плоский, на нем расположены столичный мегаполис и курортный комплекс
городов Буджиба-Каура. К югу местность постепенно повышается, образуя несколько
уступов, на которых стоят города Нашар, Моста, центральный стадион и древняя
столица страны Мдина с пригородом Рабат. Южнее Рабата местность продолжает
повышаться и, наконец, обрывается к югу двухсотметровой отвесной стеной под
названием Dingli Cliffs. Здесь находится самая высокая точка Мальты и всей
страны. По дороге туда есть еще несколько интересных мест, о которых я вам
расскажу.

Мдина – город прекрасный, о нем написано много, повторяться не буду. Только
помещу эти две фотографии.


Ворота Мдины


Площадь Св. Павла в Мдине


Рабат – довольно типичный мальтийский город средневекового типа с красивыми
старинными зданиями и узкими улицами. С левой стороны главной улицы находится
Доминиканский монастырь, и тут надо не пропустить развилку: направо дорога идет
в небольшой городок Дингли, налево – к дворцу Вердала, загородной резиденции
мальтийского президента. Туда я и направился.

Президентский дворец Verdala

Президентский дворец окружен огромным парком из сосен и дубов. У входа на
территорию я встретил нескольких туристов из разных стран, которые ждали, когда
откроют ворота. По сведениям Le Petit Fute, дворец открыт для посещения во
вторник и пятницу, а это была как раз пятница. Увы, сведения оказались
устаревшими – дворец был закрыт.

Автор странички у Clapham Junction

Познакомившись у ворот парка с двумя австрийцами, я отправился вместе с ними
к следующему примечательному месту – так называемому Clapham Junction. Место
весьма странное: каменистая поверхность, испещренная бороздами, идущими в разных
направлениях. Предполагают, что эти борозды использовались древнейшими жителями
Мальты для транспортировки каменных блоков при строительстве храмов. А
современные мальтийцы строят из неотесанных камней аккуратные стеночки (я на них
насмотрелся на Гоцо – см. дальше). У одной из таких стеночек меня
сфотографировали мои австрийские попутчики.

Еще несколько сот метров – и перед нами открывается великолепная панорама
Средиземного моря с маленьким островком Филфла у линии горизонта.
Двухсотметровый обрыв, о котором я писал в начале главы, в этом месте состоит из
двух скальных стен, разделенных небольшим уступом. А на этом уступе местные
жители устроили дачные участки! Вот к чему приводит нехватка земли. Впрочем,
одна из следующих глав будет посвящена террасному земледелию на Гоцо. А сейчас
мы прошли вдоль берега до купола радарной станции гражданской авиации, затем
свернули направо и пришли в маленький город Дингли, давший название этому
прекрасному берегу. Из Дингли вернулись в столицу на автобусе номер 81.


Автор странички у обрыва Dingli Cliffs




Гоцийская глубинка

Так как остров Гоцо по сути весь является глубинкой,
я буду писать обо всем, начиная с размещения в гостинице (этим привычным словом
перевожу английское guest house).


Гостиница Святого Иосифа в Але

Еще будучи на Мальте, я выбрал и
забронировал по телефону эту маленькую семейную гостиницу. Почему? Во-первых,
городок Ала (Qala) находится недалеко от гоцийского порта Мджар (Mgarr).
Во-вторых, у меня было намерение пройти остров Гоцо пешком из конца в конец, а
для этого удобно жить на одном из концов (Ала находится вблизи восточной
оконечности острова). Наконец, единственная в Але гостиница St.Joseph с ее 5
номерами и 14 койками (сведения из буклета, который мне выдали в посольстве)
представляла полный контраст роскошному 4-звездочному отелю Preluna, где я жил на Мальте.

Итак, в середине дня 28 февраля я пришел в Алу и стал разыскивать гостиницу.
Здание с табличкой «St.Joseph» обнаружилось довольно быстро, но моя радость была
преждевременной: это оказался жилой дом. Дело в том, что святой Иосиф, муж
Богоматери и приемный отец Христа, настолько популярен в Але, что его имя носит
все вокруг (как у нас при коммунистах все было имени Ленина). Пройдя несколько
дальше, я вышел на главную площадь к храму (конечно, тоже Св. Иосифа; фотография
храма находится в начале текста, в разделе «Религия»). На одной из соседних улиц
оказалась и гостиница.

Неожиданно выяснилось сходство гоцийской и российской глубинки: удобства в
этой гостинице на этаже. Впрочем, это не слишком мешало, так как кроме меня в
гостинице жила только одна семья из Италии. Зато домашнее питание из огромных
порций спагетти – пальчики оближешь! Совершенно достаточно было бы есть один раз
в сутки. У меня все же получалось два.

В Але я надеялся осуществить одну свою давнюю мечту: найти место, где бы до
меня не было русских. Увы, 20 лет назад в гостинице Св.Иосифа все же побывала
какая-то компания туристов или командированных из бывшего СССР. Кто они? Как
занесло посланцев нашей ленинской партии в такую глубинку? Ответа найти не
удалось. Может быть, кто-то из них прочтет эту страничку и откликнется?

Вечером этого дня я прогулялся по окрестностям Алы, искупался на маленьком
пляже Хонда (Hondaq) и побывал на мысу Qala Point, откуда открывается прекрасный
вид на Комино и Мальту.


Покрытый цветами склон по дороге на пляж Hondaq


Вид с Гоцо на Комино, вдали в тумане Мальта



От Марсалфорна до Надура

Стена цитадели в Виктории. Вдалеке купол храма в Шевкии

На следующий день 1 марта я осмотрел важнейшие достопримечательности Гоцо –
доисторический храм Джгантия (Ggantija) на окраине Шары (Xaghra) и цитадель
гоцийской столицы Виктории (подробно не описываю по вышеуказанной причине –
другие это сделали лучше). На это у меня ушло полдня, я немного устал и, придя
на автостанцию Виктории, собрался ехать домой. Но такой примитивизм не был
угоден высшим силам, и орудием своего вмешательства они избрали гоцийские
автобусы. Выяснилось, что по причине воскресенья автобусы до Алы не ходят. Не
оказалось подходящего рейса и до ближайшего к моей деревне более-менее
оживленного места – порта Мджар. «А хоть куда-нибудь у вас ходят автобусы?» –
спросил я менеджера автостанции, и он показал мне на группу людей, ожидающих
автобуса на Марсалфорн. Мне это было не по дороге, но когда я еще оказался бы в
Марсалфорне? И я поехал.

Марсалфорн – маленький курортный поселок на северном побережье Гоцо. На одном
из окрестных холмов возвышается статуя Иисуса Христа, напоминающая аналогичную
статую в Рио-де-Жанейро (сразу хочу оговориться, что я никогда не был в Рио и
все сравнения строю на основе журналов и ТВ). Похоже, что эти статуи –
единственное, что роднит два курорта. Карнавал, танцы на улицах днем и ночью,
полуобнаженные мулатки – все это не имеет никакого отношения к Марсалфорну.
Жизнь в маленьком городке замерла в ожидании летнего сезона.


Марсалфорн

Осмотрев Марсалфорн, я отправился пешком на крупнейший гоцийский пляж
Рамла-Бей. Хочу предостеречь автолюбителей: на карте эти два места соединены
дорогой через северную окраину Шары (Xaghra), но эта дорога проходима только для
пешеходов. Со стороны Марсалфорна посреди дороги зияет огромный провал, а до
Рамлы она вообще не доходит, упираясь в частное владение. Зато там есть одна
вроде бы ничем не примечательная трещина в скале, превращенная воротилами
бизнеса в место паломничества туристов. Грот Калипсо! Никто не доказал, что эта
нимфа жила на Гоцо (если вообще существовала), а предприимчивые гоцийцы
установили якобы точное место и показывают туристам. Может быть, когда-нибудь и
у нас так научатся?

Пляж Рамла-Бей

Рамла-Бей – довольно большой и красивый пляж, но у него есть один важный с
моей точки зрения недостаток (для кого-то – наоборот, достоинство): очень мелко,
надо долго идти по колено в воде. А в начале весны вода достаточно холодная!

Здесь начинается самая драматическая часть моего путешествия. Я решил
преодолеть вдоль берега следующий участок пути – от Рамлы до Сан-Блас Бей. Если
бы я знал, что меня там ждет!


Продолжение следует

Домашняя страница автора

ссылка на оригинальный текст

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ