Дарья Чистякова
Жили-были три сестры: Лида, Зина и Валя. Когда они выросли и стали решать, кем быть, Лида сказала: «Я хочу, чтобы у людей было больше еды» и пошла работать на пищекомбинат. Зина сказала: «Я хочу, чтобы люди учились» и пошла преподавать в техникум. Самая младшая, Валя, сказала: «А я хочу, чтобы людям было лучше жить» и стала вице-премьером российского правительства по социальным вопросам.
1956 год. Украина, город Черкассы
Валя, домой!
Мамочка, ну еще чуть-чуть!
А уроки когда? Ты теперь в первом классе. Или уже забыла?
Семилетняя Валя Тютина бежит домой со всех ног, потому что учиться ей нравится. Уроки делает, стараясь не шуметь: в соседней комнате лежит тяжелобольной отец.
Через месяц Валя приходит в школу заплаканная и в черном платье. Ее обступают одноклассники.
Папа умер, коротко говорит она. А на похоронах играл военный оркестр. Папа ведь сам военный! Они так красиво играли…
Семь лет спустя
Валька, ты что, с ума сошла? Ты ж на золотую медаль идешь! Зачем уходить? Да еще и в медучилище? Или тебе школа наша надоела?
Никто мне не надоел! Зато в училище я хоть стипендию получать буду, а то мама, бедная, совсем из сил выбивается. Она ж у нас одна работает, а на четыре рта много не наработаешь. Не могу больше видеть, как она вечером за столом сидит и
чуть не падает!
Ну смотри…
Выпускница восьмого класса общеобразовательной школы города Черкассы Валентина Тютина получила аттестат с отличием. Получила и спокойно пошла сдавать вступительные в медучилище, потому как готовилась тоже отлично. Сдала и спокойно пошла ждать результатов, в которых была практически уверена. Но когда вывесили оценки, оказалось, что до проходного не хватает…
Что, одного балла? Вы хотите сказать, что мне не хватает всего одного балла? Но я же на все вопросы ответила! Это несправедливо! ! ! Как же так?
-Да что ты, примирительно сказала веснушчатая девчушка с толстыми косами, очевидно, нужные баллы получившая. Ты им сальца привезла?
Н-нет.
Да ты что? А творожка парного?
Ничего я не привезла! У нас на четверых одна мама работает!
А-а. Я вот привезла. Нашего, деревенского. И видишь все нормально.
Валя, не дослушав, в ярости вылетела на улицу.
На следующий день она добилась встречи с директором училища и официально потребовала провести переэкзаменовку в присутствии любой комиссии. Она опять ответила на все вопросы, и вскоре был издан дополнительный приказ о зачислении абитуриентки Тютиной вне конкурса.
Шесть сессий спустя. Выпускной вечер
Ну что, великий медик всех времен и народов Валентина Ивановна Тютина? Покажите дипломчик-то, небось опять с отличием?
Ну с отличием, и что теперь?
Ничего-ничего. Учиться еще не надоело?
Никак нет! В ближайших планах поучиться еще лет пять-шесть.
Тоже с отличием.
-И где же, если не секрет?
В Ленинградском химико-фармацевтическом институте!
В веселой компании выпускников воцаряется изумленное молчание. Потом один из «великих медиков» выдавливает:
Валька, да ты что, с ума сошла? Выпускница Тютина, одна из самых красивых девушек в черкасском медучилище, загадочно опускает глаза. Ей уже не привыкать к этой фразе.
Дома тем не менее благородный порыв тоже оценили не сразу.
Доченька, ты же можешь поехать куда угодно! Поезжай в Киев, он все-таки ближе.
Не хочу.
Сестренка, ну тогда в Москву, она все-таки столица.
Не поеду.
Валюш, зачем в Ленинград? От дома далеко, не столица, ни одной родной души, кто тебе поможет, кто тебя поддержит, это за тридевять-то земель!
Перестаньте, мягко оборвала увещевания родственников будущий химик- фармацевт. Я уже все решила. И тем более билеты уже есть.
На когда? вздохнула мать.
На завтра. Поскольку диплом имелся с отличием, Вале надо было сдать единственный экзамен химию. Только на «пятерку». Иначе обратно домой и никакого тебе Ленинграда. Химию абитуриентка Тютина знала так, что от зубов отскакивало. Поэтому предусмотрительно купила обратный билет. «Третьего сдам, а пятого вернусь в Черкассы», рассудила она, даже не представляя других возможных вариантов. А конкурс в тот год был 13 человек на место.
Войдя в экзаменационный зал, Валя ненадолго стушевалась: «Как тут все серьезно! Девушки все в темном
да с косами! Может, не стоило мне юбку-то короткую надевать? Ой, и глаза, наверное, ярко накрасила! И волосы, наверное, растрепанные, бежала ведь! Поздно спохватилась, любушка. Зато все увидят, какие на Украине дивчины живут! «
Ваш билет номер 12, абитуриентка Тютина, недобро посмотрев на нее, объявил экзаменатор.
Я могу начать отвечать.
Что ж, начинайте.
Полтора часа спустя Валю допрашивали уже по всему учебнику химии для поступающих в вузы. Она отвечала. Преподавателей разобрал спортивный азарт, и они попросили ее нарисовать по памяти таблицу Менделеева. Она нарисовала и подумала: «Я вам сейчас еще и не такое устрою! » Экзаменаторы, очевидно, прочли это в ее взгляде и решили, что пора заканчивать.
Ладно, последний вопрос, абитуриентка Тютина. В каких единицах измеряется плотность воды?
Валя глубоко вздохнула и выдала правильный ответ, слово в слово из знаменитого справочника Глинки.
Вылетев из института, она тут же отправила домой телеграмму: «Ура вскл Сдала пятерку зпт выезжаю пятого». На подпись денег уже не хватало.
На первом курсе было 144 девочки и шесть мальчиков. Один из них, Володя, высокий приятный молодой человек, начал обстоятельно и спокойно ходить за Валей. Он вообще все делал спокойно. В военно-медицинской академии, где он собирался потом работать, это качество приветствовалось.
Слушай, Валька, ну нельзя ж так человека мучить! Бедный Матвиенко уже третий год за тобой ходит!
Ничего-ничего. Им полезно походить.
И чего он на тебя запал?
А того, что я, как некоторые, на занятия в бигуди не хожу.
Ой-ой-ой. А кого тут стесняться? На лекциях прическу сделала и пошла в город, а тут чего парней всего шесть, и все незаметные какие-то.
Заметные или незаметные, а я завтра вечер в институте устраиваю. Кавалеров поназаписывалось всем хватит.
На этом вечере Володя Матвиенко сделал Вале предложение. Они поженились в конце четвертого курса. В 1974-м, через два года после выпуска, у них родился сын Сережа. К тому времени Валентина уже была секретарем райкома комсомола. Она успела провести с сыном первые полгода, и так случилось, что «мнением руководящих товарищей» ее выбрали первым секретарем обкома. Это означало, что воспитанием ребенка отныне и надолго придется заняться Владимиру Васильевичу. Молодая мама попыталась было отказаться от руководящей должности, сказала, что хочет второго ребенка. Не помогло. Должность осталась, а еще одного ребенка решили не заводить.
Потом должности начали сменяться по нарастающей. Зампредседателя исполкома Ленинградского горсовета народных депутатов по вопросам культуры и образования, председатель Комитета Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства, народный депутат СССР.
В 1991-м Валентину Ивановну назначили чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Республике Мальта.
Володя, я уезжаю. На четыре года.
Ты же знаешь, я не могу оставить службу. Перед пенсией хотелось бы отработать в лучшем виде. Я буду к тебе часто приезжать.
Правда? это прозвучало так по-детски, что они засмеялись.
Конечно. Как всегда.
Он приезжал к ней почти каждые две недели. А потом привез семнадцатилетнего Сережу. «Ты бы пожил тут, английский поучил», предложила мама-посол. Сын пробыл на Мальте полгода и вернулся в Петербург. Там по совету отца поступил в военно- медицинскую академию, но вскоре бросил. Когда Сережу призвали в армию, Валентина Ивановна твердо отказалась его «отмазывать», и младший Матвиенко отслужил положенное в погранвойсках.
В октябре 1997-го Валентину Ивановну отправили послом в Грецию. В этот раз на несколько месяцев.
А я, Валечка, буду нам гнездо строить. Под Питером, как ты всегда хотела. Сам, своими руками хочу все сделать. И Сережку привлеку. Построю. и ты как раз вернешься.
Как скажешь, посол России в Греческой Республике не любила перечить мужу. Только пусть дача будет рядом с лесом. И с мансардой, ладно?
Она вернулась в начале осени.
А 24 сентября 1998 года президент России назначил Валентину Ивановну Матвиенко заместителем председателя правительства Российской Федерации. В этом статусе она пребывает и по сей день. С надеждой на то, что за последние три года людям действительно стало получше жить…
«Вечерний Челябинск», 09.01.2002