Уроки Мальты | Библиотека | Мальта для всех!

Уроки Мальты | Библиотека | Мальта для всех!

21
0

Владимир Житомирский

Есть такие страны, которые особенно хочется показать своим детям. Не только затем, чтобы они покувыркались на чистом песке, погрелись на солнышке и побарахтались в море. Детей всегда хочется чему-то научить. На Мальте знания и впечатления пронизывают все вокруг, западают в душу и навсегда остаются в памяти.

В 1997 г. по числу туристов-студентов Россия впервые встала рядом с четырьмя крупнейшими странами по въездному национальному туризму Мальты – Германией, Италией, Францией и Австрией. Если в 1995 г. из общего числа туристов, приехавших на Мальту изучать английский язык, россияне составляли 1%, то в 1997 г. их число возросло до 6,1% и составило почти 2 тыс человек. А в 1998 г. от общего числа россиян, посетивших Мальту, 9% приехали именно для изучения английского.

Урок истории

Каждый приезжающий на Мальту на свои семь или десять дней становится – порой сам того не ведая – слушателем факультета истории. Перед его глазами проходит чуть не вся история человечества.

Начать с того, что на входящем в состав этого государства крохотном островке Гозо (Гоцо) ошеломленный турист узнает, что окруженное цветущими кактусами, сложенное из циклопических необтесанных камней святилище Джгантия – самое древнее на земле отдельно стоящее сооружение. В сравнении с ним пирамиды – просто-таки новостройки. И если мы восхищаемся строителями пирамид, ухитрявшимися складывать колоссальные блоки, то следует знать, что их предшественники на Мальте были способны ворочать весьма солидные каменюки: одна из плит тянет на 18 тонн.

Ненамного моложе Джгантии построенный в форме трилистника храмовый комплекс Хаджар Ким на самом острове Мальта. Он впечатляет не столько тем, что, как с гордостью сообщает экскурсовод, один из каменных блоков весит 20 тонн, сколько своей архитектурой. Его вход обращен к восходящему солнцу. Внутри каменные алтари, монументальные символы плодородия. В одном месте внизу стены проделано отверстие. За ним находился оракул, отвечавший на любые вопросы. Спрашивающий полагал, что ответы ему дает божество, а почему они порой бывают такими неясными и расплывчатыми – на то его воля (не забудем, сколько тысячелетий оставалось до наступления новой эры, хотя и сегодня наивных людей в избытке, и не только на Мальте).

В недрах этого сооружения археологи обнаружили 20-сантиметровую фигурку женщины, за совершенные формы получившую имя «Мальтийская Венера» и выставленную на почетном месте в Археологическом музее столицы Мальты Ла-Валетты. Любопытное обстоятельство: «Венера» несравненно уступает в популярности так называемой «Тучной даме», небольшие изваяния которой есть в каждой сувенирной лавке. Эта леди также была найдена при раскопках, однако в отличие от стройной и пышногрудой «Венеры» являет собой символ плодородия и состоит как бы из сплошных бедер, даже головы у нее нет. И по сей день ее формы продолжают восхищать мальтийцев не в пример сильнее, чем пропорции «Венеры».

В античные времена Мальта попеременно была под владычеством финикийцев, карфагенян и римлян. Важнейшим событием тех времен стало кораблекрушение у ее берегов судна, на котором Святой Павел в 60 году н. э. направлялся в Рим. Оказавшись на мальтийской земле, он за несколько месяцев обратил в христианство римского консула Публия и многих жителей острова. Предание гласит, что однажды Святого Павла, который в тот момент сидел у костра, ужалила змея. Однако это не причинило ему серьезного вреда – он, как оказалось, лишил здешних змей способности поражать людей своим ядом. Одна из живописных бухт, пестрящих выкрашенными в яркие цвета рыбацкими лодками, сегодня носит имя этого святого – Сент-Полз-Бэй.

Если главный след пребывания Святого Павла на острове не материален (хотя о древнейших христианских традициях вполне зримо свидетельствуют катакомбы первых обращенных), то памятников средневековой истории сохранилось великое множество. Основные относятся к тому периоду, когда в XVI в. император Священной римской империи Карл V передал Мальту во владение рыцарям ордена святого Иоанна – иоаннитам (иначе – госпитальерам). Изгнанные со своего острова Родос мусульманами, они остро нуждались в пристанище. В знак признательности за истинно королевский подарок рыцари ежегодно передавали в дар союзнику Карла – вице-королю находящейся рядом Сицилии – одного сокола. Однако гораздо важнее для императора, стремившегося создать всемирную христианскую державу, было то, что рыцари превратили Мальту в главный бастион для противостояния натиску мусульман.

Когда сегодня бродишь по этим укреплениям, возведенным в немыслимо короткие сроки магистром ордена де Ла Валеттом в середине XVI в., невольно задумываешься: четыреста лет назад действительно строили на века, а сейчас? Не стоит ли нынешним строителям поучиться у своих предтеч? Ведь форт Сент-Эльмо не только выдержал многодневные пушечные обстрелы турецкой корабельной артиллерии – он успешно перенес и бомбардировки времен второй мировой войны.

Даже при не самой буйной фантазии путешественник, наклонившись к одной из бойниц, легко увидит вместо мирно проплывающей рыбачьей шхуны и многомачтовые вооруженные парусники султана Сулеймана Великолепного с его верным союзником пиратом Драгутом, и фрегаты Наполеона, и перископы немецких подводных лодок, шнырявших в годы второй мировой вокруг британской колонии Мальты. Мысленному возвращению в давние времена помогают как ни в чем не бывало разгуливающие по стенам укреплений облаченные в ярко-красные с белым крестом одежды рыцари с пиками и алебардами. Кстати, к ним можно подойти, перекинуться словом.

Урок русского

Посвятим одно «занятие» российской тематике. Начнем хотя бы с вывески на английском на одном из домов в Ла-Валетте. «Российское Великое приорство на Мальте» под старинным «павловским» российским гербом с мальтийским крестом – свидетельство давних связей нашей страны и Мальты.

Император Павел I – трагическая фигура российской истории – был попросту не понят ни современниками, ни, увы, потомками. Между тем, предоставив в России убежище рыцарям, выбитым с Мальтийского архипелага Наполеоном, он не только пытался утвердить влияние России в Средиземноморье, но и много сделал для сближения православия и католичества. Приняв предложенный Мальтийским (как он к тому времени стал именоваться) орденом титул Великого магистра, Павел I, по сути признал равноправие православия и католичества. В России были открыты приорства Мальтийского ордена, куда стали принимать и православных аристократов. Рыцари доставили в Россию вывезенные в прежние времена из Иерусалима и трепетно сохранявшиеся ими драгоценные христианские святыни, в том числе частицу креста, на котором был распят Иисус Христос (среди Великих святынь Ордена числятся Филермская икона Богоматери и длань Иоанна-крестителя, но ни о какой «части креста» речи никогда не было – примечание MaltaVista.ru) .

Действия «русского Гамлета», как некоторые стали именовать Павла 1 после его трагического конца, вызвали негодование в традиционалистских кругах. Финал известен: заговор, убийство, осмеяние. Новый монарх Александр 1 практически свернул отношения с Мальтийским орденом.

Урок английского

На Мальту можно приехать учиться и на неделю-другую, и на месяцы, и на годы.

Англичане, еще относительно недавно «державшие» Мальту в статусе своей колонии (последние британские солдаты покинули архипелаг лишь два десятилетия назад), помогли создать здесь весьма совершенную систему образования. Обязаны учиться все дети от 5 до 16 лет. Солидная репутация у университета, где обучаются представители 50 стран мира. Еще одна грань британского наследия (столь же заметная, как и левостороннее движение) – отличный английский, являющийся наряду с мальтийским, официальным языком.

Образовательные туры, организуемые совместно Международным институтом экологии и Мальтийским университетом, предназначены, в основном, для студентов. Можно стать полноправным студентом этого университета. Это, разумеется, сложнее. Придется отучиться как минимум год в одном из отечественных институтов (это сказки, деньги решают всё, а не годы обучения в российских вузах – примечание MaltaVista.ru) затем еще год заниматься английским на подготовительных курсах. Зато впереди – престижный диплом (смотря что считать критерием пестижа: общеизвестно, что, несмотря на заверения чиновников от мальтийской системы образования, диплом местного университета практически нигде не котируется – примечание MaltaVista.ru) и отличное знание «королевского английского» (ещё один бред – на Мальте и в её университете не королевский, а мальтийский английский с ярко выраженным средиземноморским акцентом – примечание MaltaVista.ru) , на котором говорят на Мальте. При университете действуют Средиземноморская академия дипломатии. Международный институт морского права, Институт мальтийской океанографии.

Подросткам, осваивающим английский, советую делать это именно на Мальте, например, в рамках ассоциации «English Language Teaching», около трех десятков государственных школ, центров «Link School of English», объединение «Geos Malta Language». Есть и другие возможности. В любом случае эффект от учебы, будь то долгой или непродолжительной, окажется налицо. А если учесть, что она интенсивно перемежается активным отдыхом, то и запомнится это время надолго. Море, живописные гроты, морские прогулки, любые виды спортивных игр, новые друзья из далеких стран плюс еженедельные карнавалы или праздники с фейерверками в период с мая по сентябрь – все это скрашивает учебу, делая процесс получения знаний весьма необременительным и приятным. Не так уж «трагичен» он и для родительского кошелька – по сравнению с Англией процентов на 30-40 дешевле.

…Однажды, спустившись из номера моего отеля в городе Слима отдать ключ, я услышал, как молодой человек и девушка на reception говорят по-русски. Оказалось, они в составе небольшой группы обучаются на Мальте туристическому делу и в отеле на практике. «Все у нас о’кей. Вот только газет на русском не хватает», – услышал я в ответ на вопрос: «Как вам тут живется?» Конечно, тотчас же принес из номера всю периодику, взятую в дорогу. Подумал: если только за газетами дело, то им действительно тут очень неплохо.

Туризм: практика, проблемы, перспективы (9/1999)

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ