Юрий Сигов
Интервью «Новым Известиям» президента Республики Мальта Гвидо Де Марко
Трудно найти в мире страны, история которых была бы так тесно переплетена с Россией, как небольшого средиземноморского острова Мальта. Торговые и купеческие связи, предоставление убежища ордену госпитальеров во время французской оккупации Мальты, сотрудничество во время Второй мировой войны все это тесными узами связывает Мальту и Россию. В одном из приемных залов президента Мальты висит огромный портрет Екатерины II, подаренный ею мальтийцам в знак большого уважения со стороны российского государства.
Однако мало кому известны нынешние страницы истории отношений двух стран: так, президент Мальты Гвидо Де Марко, один из самых известных в Европе адвокатов и политиков, был последним мировым лидером, который перед развалом Советского Союза встречался с вице-президентом СССР, а чуть ранее посетил Чернобыль.
Беседуя с корреспондентом «Новых Известий», президент Мальты неоднократно подчеркивал: Москва и Валлетта могут успешно не только развивать двусторонние отношения, но и вместе действовать на международной арене в интересах обеих государств.
— Господин президент, отношения двух наших стран насчитывают уже больше трехсот лет, и тем не менее Мальта у большинства россиян ассоциируется лишь с таинственным Мальтийским орденом и географической близостью к Сицилии.
— Я бы хотел вспомнить о том, что было не триста, а всего десять лет назад. В это же время я тогда находился на Украине, в Чернобыле в качестве председателя Генеральной Ассамблеи ООН. Моей задачей было организовать международную помощь жертвам чернобыльской катастрофы. Советским послом, если вы помните, была в те времена на Мальте ваш нынешний вице-премьер Валентина Матвиенко, и я к ней обратился с вопросом ехать мне на Украину или нет? Планировалось, что я должен был встречаться с вашим министром иностранных дел Александром Бессмертных, и я, естественно, волновался ведь в Москве уже чувствовалась нестабильность.
Но ее ответ был поезжайте, ничего не бойтесь. Когда я прибыл в Киев, то сразу же почувствовал что-то странное. Мне сказали сразу, что будет небезопасно из-за радиационной обстановки выступать на открытом воздухе перед журналистами. Но пока мы обсуждали, как лучше защититься от радиации и какие меры личной гигиены можно предпринять, украинский сопровождающий мне сообщил в Москве что-то произошло, и там Ельцин выступает с траурной речью по поводу трех молодых людей, погибших в путч.
Когда мы направились в Киев, то мой украинский сопровождающий прямо подскакивал с места и говорил: «Теперь Украина будет вновь независимой». Украинские официальные лица мне в Киеве сразу сказали: Украина была одним из основателей ООН, но это было все в виде фарса. А теперь мы будем настоящим независимым государством, как ваша маленькая Мальта.
Кстати, еще раньше я встречался с вице-президентом СССР Геннадием Янаевым, и за несколько недель до путча он тогда вроде бы невзначай сказал мне: в нашей стране грядут большие и важные перемены. Я, конечно, не мог себе представить, о каких переменах идет речь, но вы сами знаете, что произошло в августе 1991 года.
— С тех пор прошло десять лет, и теперь и Украина, и Россия пошли, как и другие республики бывшего Союза, своим путем. Как видится вам со стороны курс, которым идет нынешняя Россия?
— У России, как и других республик бывшего СССР, наступил некий момент истины, демократические перемены происходят параллельно с очень болезненной перестройкой экономики. Ни Горбачев, ни Ельцин не осознавали до конца ту колоссальную задачу, которую им надо было решить для превращения страны в современное мировое государство. Посмотрите на бывшую ГДР вся Западная Германия им помогает, уже работали рыночные механизмы, по сравнению с Россией у них маленькая территория и небольшое население и то, какие трудности процесс перемен там встречает. Что уж тут говорить о десяти годах изменений в России с ее колоссальными по протяженности землями и большим населением.
Горбачев и Ельцин многое уже сделали, и теперь перед вашим нынешним президентом Путиным стоит вопрос консолидации страны. Что мне нравится он, став президентом, никого в России не обманывает, называет вещи своими именами, старается что-то делать, а не впустую говорить. И еще он не драматизирует ситуацию ведь если пугать людей, что кругом столько проблем, то решения их вообще никогда не найти.
Недавно он прислал мне письмо с поздравлением по поводу моего дня рождения и выразил желание, чтобы отношения между Россией и Мальтой активно развивались. Я только за и готов внести в это дело свою лепту.
— С момента проведения в около мальтийских водах исторического саммита Горбачев-Буш, Мальта стала очень популярна как место разного рода встреч на высшем уровне. Что помимо «большой политики» Мальта может предложить сегодня окружающему ее миру и что Россия могла бы получить от вас в своих собственных интересах?
— Мальта и всему миру, и России продает только один товар свое географическое положение. Мы находимся в центре Средиземноморья, между Гибралтаром и Каиром, Сицилией и Африкой. В былые времена противостояния двух супердержав Америка думала, что мы играем в одной упряжке с Советами, а ваша страна всегда подозревала, что Мальта это ставленник в регионе Соединенных Штатов. А наша позиция всегда одна мы ни на кого не играем, сами стоим прочно на собственных ногах и делаем все возможное, чтобы жизнь мальтийцев становилась лучше.
Именно Мальта предложила миру важнейшие международные инициативы, такие как перестройка Генеральной Ассамблеи ООН, защита окружающей среды и климата на планете, усовершенствование морского законодательства. Что касается России, то мы принимаем около 25 тысяч ваших туристов, в основном представителей твердого среднего класса, развиваем торговлю. Хорошее сотрудничество есть в сфере судоходства и ремонта судов.
— Вы упоминали, что Россия и Мальта могли бы сделать что-то конкретное для прекращения разрастания конфликта на Ближнем Востоке. Я знаю, что вы работали в регионе и как эмиссар ООН, и лично встречались с израильскими и палестинскими руководителями. Есть ли вообще какой-то разумный выход из этого кровавого тупика?
— В мире всегда правят бал реалии, нравится это кому-то или нет. У Израиля нет другого выхода как жить с палестинцами. Оба государства имеют законное право на существование. В свое время Барак имел достаточно мужества начать дискуссии с палестинцами о статусе Иерусалима, и сейчас главное, чтобы стороны вели диалог без каких-либо предварительных условий. При этом террор и насилие должны быть остановлены.
Мальта в этом плане находится в выгодном положении. Мы в переговорах и посредничестве не играем ни на чьей стороне, мы нейтральны, и исходим из того, что в политике есть грань возможного. На Ближнем Востоке должна возобладать воля обеих сторон к миру, и израильтяне должны понять, что для палестинцев жить в своей стране столько лет на положении беженцев верх унижения. Так бесконечно продолжаться не может, и другого выхода просто нет: или оба народа поймут друг друга, или они будут продолжать страдать в дальнейшем.
— В России некоторые политики считают, что мира на Ближнем Востоке не будет, пока не произойдет территориального и физического отделения Палестины от Израиля. Спасет ли ситуацию такой «окончательный развод»?
— Теоретически это возможно, но что делать с поселениями? Израильтяне окружены палестинскими поселениями на Западном берегу, такая же ситуация и на Голанских высотах. Так что это вряд ли потенциально снимет напряжение в регионе.
— И вновь вернемся к российским делам. Не боитесь ли вы «русского нашествия» на Мальту, как это уже происходит на другом средиземноморском острове Кипре? Там, как известно, российские граждане активно покупают дорогостоящую собственность, создают офшорные компании, да и российский криминал, по сведениям местной полиции, там уже очень неплохо прижился…
— Вы правы, всего несколько лет назад к нам из России ехали в год 400 человек, а теперь это число возросло многократно. Но заметьте нас в год посещают 1,3 миллиона туристов из-за рубежа немцы, англичане, итальянцы. В этой цифре 25 тысяч явно не выглядит как опасное «русское нашествие». У нас на острове о ваших туристах сложилось очень хорошее впечатление, нет никакой угрозы мафии, которой пугают всю Европу, а на Мальту едут ваши люди с достатком и, я уверен, хорошо проводят у нас время.
Как президент, я был бы не прочь, чтобы число ваших граждан, посещающих Мальту, увеличилось раз в десять. Что же касается банковских и финансовых операций, то у Мальты есть очень высокая в Европе репутация квалифицированного банковского и делового центра, услуги, которые мы предоставляем, сравнимы с уровнем такой страны, как Люксембург. У нас нет никаких офшоров, но те, кто хотел бы приехать к нам из России и вести честный бизнес и заниматься банковскими операциями, встретят на Мальте самый теплый прием.
Для России у нас есть еще одно преимущество мы развернуты не только к северу, то есть Европе, но и к югу к Африке. Мы ведем успешную торговлю с такими странами, как Марокко, Тунис, Египет, и особенно с Ливией. Так что вашим компаниям будет очень выгодно в этой сфере работать через нас.
— Давайте на секунду представим, что вы не мальтийский президент, а российский гражданин, который имеет время, достаточно денег и желание куда-нибудь в интересное место поехать или начать бизнес. Почему бы такой человек выбрал для своего визита или бизнеса именно Мальту, а не другие страны, те же Грецию, Испанию, Италию?
— Если российский гражданин ищет только пляжи и солнце, он может на карте (у себя в России) найти много мест, в том числе и Мальту. А вот всего другого в других странах нет. Мальта это колыбель архитектуры. Вот говорят, что в Египте есть древние пирамиды, а ведь на Мальте возраст храмов на тысячу лет «моложе» (он, видимо, хотел сказать «старше»… примечание MaltaVista.ru) . Или христианство его приняла Русь более тысячи лет назад. А на Мальте христианство появилось уже спустя 27 лет после распятия Христа, и сразу же становится понятным наше культурное и религиозное наследие.
Я встречался с архиепископом Черногории и Патриархом Московским и всея Руси, и они говорили мне о том, что Мальта может стать неким «местом встречи» христианства католического и христианства православного. У нас лучшее в Средиземноморье барокко, причем некоторые здания на Мальте сооружались теми же итальянскими архитекторами, которые работали в Москве и Санкт-Петербурге.
Помимо этого, на Мальте сконцентрированы лучшие работы итальянца Караваджо, Маттиа Прети (который, кстати, был Великим магистром Мальтийского ордена) (с какого это дела Маттия Прети вдруг стал Великим Магистром??? примечание MaltaVista.ru) . Посмотрите, в посольской комнате президентского дворца висит портрет Екатерины Великой кисти известного русского художника Дмитрия Левицкого. Этот портрет ваша царица подарила Великому магистру Мальтийского ордена. Или вспомните 1800 год, когда император Павел I предоставил убежище на территории России Мальтийскому ордену, который был вынужден покинуть остров под давлением Наполеона.
Так что, если россияне решат посетить нашу страну и приехать к нам в гости и как туристы, и для бизнеса, они будут гарантированно чувствовать себя у нас как дома.
Краткая биографическая справка
Гвидо Де Марко бывший студенческий лидер. Став членом парламента, пробил принятие на Мальте бесплатного высшего образования (сейчас на острове бесплатным для всех граждан являются медицинское обслуживание и все образование от начального до аспирантуры). Работал в должности министра юстиции, внутренних дел и иностранных дел. Посетил Эфиопию через несколько дней после свержения Менгисту Хайле Мариама и Чернобыль (в момент августовского путча). Любопытно, что председатель КНР Цзян Цзэминь после недавнего июльского посещения России, Украины, Белоруссии и Молдавии с огромной свитой пожаловал с визитом на Мальту. «Привез» его туда именно Гвидо Де Марко, который во время своей поездки в Пекин всего за месяц до этого убедил китайского руководителя, что лучше Мальты нет ничего на свете (кстати, именно в мальтийском университете учится сын Муамара Каддафи).
«Новые Известия», Вашингтон, 8 сентября 2001г