Форты Мальты | Библиотека | Мальта для всех!

Форты Мальты | Библиотека | Мальта для всех!

23
0

Форт Делимара

18 ноября 2001 г.

В плане подземных ходов Мальта – прекрасное поле деятельности.
Будучи маленьким островом, расположенным в самом центре средиземного моря,
Мальта испокон веков привлекала всех окрестных завоевателей. В древние
времена островок был идеальной военной базой, и только в наше время
авианосцев жестокие эксплуататоры и поработители народов потеряли к нему
интерес. Местным жителям Мальты очень доставалось ото всех окружающих.
Сначала были арабы, затем турки, потом пришли французы, и в 20 веке немцы
метали бомбы в засевших на Мальте английских колонизаторов, разрушая
бесценные памятники истории и архитектуры.

Одни из первых хорошо сохранившихся до наших дней укреплений были построены
арабами приблизительно 600 лет назад. Они заложили древнюю столицу Мальты
Мдину – цитадель, возвышающуюся в центре острова, на одной из самых высоких
его точек. Наиболее выдающимися и масштабными строителями на Мальте были
рыцари, правившие здесь в средние века и построившие большинство
фортификационных сооружений. Самые новые фортификации были возведены
англичанами за приблизительно 200 лет, в течение которых они хозяйничали на
Мальте до 60-х годов 20 века.

Бедным жителям Мальты ничего не оставалось делать, как прятаться
от захватчиков под землю, точнее в толще известняка, из которого состоит
весь остров, благо обрабатывается он достаточно легко, и подземелья в
твёрдой породе получаются долговечные. Было это особенно актуально во время
многомесячных осад. Например, в Мдине раскопали целый подземный городок,
высеченный в монолитной известняковой породе, где в одном из помещений даже
сохранилась дверь с надписью имени владельца. Очевидно, во время осад всем в
домах места не хватало и приходилось создавать новые жилые помещения под
землёй. Прилегающие друг к другу цитадель Мдина и городок Рабат, по словам
местных жителей, испещрены подземными ходами. В подвале дома родителей моей
жены есть колодец, заваленный во время ремонта строительным мусором. По
словам тестя из него был вход в катакомбы или подземные ходы. Из подвала
дома родителей тестя был вход в древние подземные галереи, в которых их
семья пряталась от бомб во время войны. Недавно подруга жены приобрела дом.
Во время ремонта они долбили пол для того чтобы провести канализационные
трубы, и в процессе этого строители провалились в подземный ход. Подземный
ход их интересовал гораздо меньше чем канализация, и они его просто
заделали.

Идея обследовать мальтийские подземелья, особенно под фортификационными
сооружениями, которые имеются на острове в изобилии, закралась в мою голову
давно, ещё 4 года назад, когда я оказался здесь первый раз. Тогда я старался
найти места где как можно меньше людей. Как житель самой большой страны в
мире и привыкший как минимум раз в неделю выезжать на природу, месяца через
3 пребывания на Мальте я начал страдать от фобии скоплений народа. Однажды,
бродя в поисках уединённого места, я попал на так называемый остров Маноел.
Находится он в большом заливе и соединён с основным островом небольшим
мостиком для автомобилей. На этом небольшом островке запущенности в
густонаселённом районе между Слиемой, Гзирой, Мсидой и Валеттой, находятся
яхт-клуб, что-то вроде заброшенной автобазы, пустые бараки, и, на самом
мысу, средневековый форт звездообразной формы. Бродя по захламленному
мусором и металломом рву, я обратил внимание на вход в подземелье. Фонарика
у мена конечно с собой не было, но насколько хватало внешнего освещения мне
удалось рассмотреть уходящий в темноту тоннель, и вниз шахта с подъёмником,
лестницей и поручнями очень древнего вида.

Тогда у меня так и не дошли руки приобрести фонарик и найти
компанию для похода в подземелья. Ещё бы, ценители романтики обычно за
границу не ездят, а ищут приключений там, где возможностей для этого больше
всего – в России. Мои местные знакомые мало интересовались подобными вещами.
Запад он и есть запад, у всех на уме только работа, выплаты по кредитам и
тому подобные проблемы, не до романтики тут.

И вот, через 3 года я опять попал на Мальту. Планируя всё-таки
посетить на этот раз подземелья (а точнее сказать искусственные полости в
породе), я одолжил у тестя небольшой фонарик на двух 373-их круглых
батарейках. Узнав о моих планах по поводу фонарика, тесть заинтересовался и
изъявил желание составить мне компанию, на что я охотно согласился. Как
выяснилось, его тоже всегда интересовали подобные места но, как и в моём
случае, не находилось сообщников. Поведал он мне так же что однажды побывал
в бывшем железнодорожном туннеле под Мдиной.

Первый наш поход (я, жена и тесть) был в бомбоубежища бастионов
Валетты – столицы Мальты. Входы в эти бомбоубежища я приметил давно,
случайно, слоняясь от нечего делать по бастионам. Зайдя под лестницу
недалеко от здания правительства и центрального банка, я увидел сводчатый
проход под дорогой. Судя по всему, этот проход был когда-то гораздо выше,
точнее его пол был ниже, и с течением времени заплыл песком, приносимым
дождевыми водами. В центре прохода, на уровне сантиметров 50 от земли видны
верхние части двух входов в подземелья, один из которых заложен
известняковыми блоками, а у другого выбиты несколько верхних блоков, те что
над уровнем земли, как раз достаточно чтобы пролезть. Оставив этот ход на
потом, я прошёл под дорогой в небольшой запущенный садик на вершине
бастиона. В одну сторону вниз шёл длинный ход на дно рва Валетты. Вдоль стен
прикреплены нары, видимо во время войны здесь спали солдаты или местные
жители, прятавшиеся от бомбёжек. Пройдя к садику, мы вошли в проход в стене,
куда собирались изначально.

В начале прямой коридор метров 10, затем поворот налево и опять коридор
примерно такой же длины. Далее справа небольшое помещение, видимо чулан,
чуть левее вход в большой зал. Слева непонятные отдушины, через которые
видно другое помещение, куда отсюда прохода нет. Одна из стен, сопрягающаяся
с недоступным помещением имеет высоту метра два с половиной и при этом
примерно столько же не достаёт до потолка. Через отдушины видно с той
стороны лестницу, ведущую наверх этой самой стены, почему-то ничему не
отвечающую с этой стороны стены. Эта лестница даже не заканчивается
площадкой, а просто упирается в стену. В этот момент жена почувствовала что
мы стоим не на твёрдом каменном полу, а на шатком дереве. Под нами явно были
какие-то ещё пустоты. Зайдя в зал, я обратил внимание на то, что настил был
далеко не везде, а только местами. Под нами было подвальное помещение со
столбиками на которых и лежал настил. Предназначение этого подвального
помещения я определить не смог, так как мощности фонарика не хватало чтобы
его нормально осветить, как собственно не хватило её и для того чтобы
осветить дальний конец зала, а идти по этому настилу было опасно опять же по
причине того что не достаточно света, более того, это был один фонарик на
троих. Внимательно вглядевшись вдаль, и убедившись что там глухая стена и
больше никаких проходов, мы пошли на выход. Выйдя на дневной свет, и
завернув за угол, я обнаружил ещё один вход, у которого тухла дохлая крыса,
отпугнувшая жену метров на 30 от прохода. Однако мы с тестем всё же вошли
внутрь и попали в то самое помещение с отдушинами и лестницей, в которое не
было прохода из первого посещённого нами места. Там же был и длинный высокий
узкий ход со сводчатым потолком, огибающий с двух сторон зал с настилами.

Вот собственно на этом первый поход и закончился. Упомянутый пролом в арке я
решил оставить до времён когда у меня будет фонарик помощнее. На пути назад
мы заехали обследовать бастионы и рвы Флорианы, в одном из которых я
обнаружил старый сухой выход водостока, в который можно вполне пролезть и
пройти внутрь на коленках. Возможно он ведёт в находящийся рядом
железнодорожный тоннель и станцию, входы в которые были замурованы ещё до
войны, железную дорогу разобрали в 1939 году.

По дороге обратно тесть вспомнил, что у него где-то был старый фонарь,
гораздо более мощный, чем имевшийся у нас в настоящий момент. Это был
большой фонарь, питающийся от огромной квадратной батарейки на 6 вольт. У
фонаря было потерянно стекло и сломан ободок, держащий плафон. Конечно, я
мог бы купить и новый фонарь, но осознавая то, что через 2 месяца мне надо
ехать домой в Москву, и, имея багажа раза в 4 больше чем лимит авиалинии, я
подумал что делать этого не имеет смысла. Приеду домой и куплю нормальный
фонарь отечественного производства, скорей всего непромокаемый и в несколько
раз дешевле или ещё лучше отыщу свой старый герметичный фонарь на шести
373-их батарейках.

Однажды я увидел кучу батареек нужного для фонаря тестя вида, валявшихся на
земле там, где проводились дорожные работы. От них питались мигающие маячки,
обозначающие край дороги где начинается ремонтируемая полоса. Собрав три
самых лучших по виду батарейки я отвёз их домой, где при проверке тестером
выяснил что две из них в хорошем рабочем состоянии. Это меня обрадовало, не
зря я жался на покупку фонарика, вот оно бесплатное решение вопроса. С
замиранием сердца я вставил батарейку в фонарик и приложил к нему плафон с
лампочкой – лишь бы не была перегоревшей! О радость! Работает!!! Довольный
своей «домовитостью», я быстро примотал изолентой ободок плафона и был готов
к исследованию подземных ходов. В крайнем случае, в будущем можно будет
«заимствовать» батарейки из самих маячков на дороге, хотя я и опасаюсь что
за это меня может на смерть замучить совесть.

18 ноября мы с женой и тестем решили поехать на прогулку в место,
называющееся Делимара. Это небольшой мыс, на нём есть маяк и форт. В
принципе ни на что не надеясь, я на всякий случай положил в рюкзак два
фонаря, Зенит и старую кодаковскую мыльницу, в которой оставалась плёнка,
которую надо было доснимать.

Приехав на мыс Делимара, у меня создалось впечатление запущенного места.
Пустые заброшенные здания, ржавые кузова автомобилей. Такие места мне
нравятся! Подойдя к краю обрыва чтобы посмотреть на море, я заметил на
расстоянии метров 500 от нас вдоль берега огромные амбразуры в обрыве скалы.
Мы погрузились в машину и подъехали к тому месту где должны быть амбразуры,
которые видимо можно точнее назвать огневыми точками потому как размера они
были внушительного. Там оказался английский форт Делимара, построенный в 19
веке англичанами.

Форт имеет шестигранную форму и обнесён глубоким и широким рвом со всех
сторон кроме моря и соответственно кончавшимся у моря. Главные ворота форта
были наглухо закрыты, к ним через ров шёл каменный мост. С обеих сторон, в
толстых стенах были амбразуры для обороны ворот. Над воротами была надпись
крупными буквами A.D. 1881 и чуть дальше сверху возвышалось одноэтажное
здание с обычными окнами. За мостом была лестница в ров. По этой лестнице мы
и спустились вниз. Подойдя к краю моря, я обнаружил тёмный проход, ведущий
под форт, однако даже не включая фонарика я понял что это всего лишь одна
комната, видимо какое-то помещение для склада, выдолбленное когда-то
местными рыбаками. После этого мы пошли в другую сторону по рву, прошли под
мостом. Ров сильно зарос кустарником, но пробраться по нему было можно.
Дойдя до поворота рва, нам предстал ряд амбразур на внешней стене на высоте
метра 4, а под ними два низких, высотой примерно 100см прохода, замурованных
известняковыми блоками. Очевидно со временем сточные воды принесли в ров
грязь и песок, отложения которых и сделали ров на метр мельче, по этому
двери стали ниже. Идём дальше по рву, на следующем повороте видим
аналогичные амбразуры, а под ними два входа, один из которых, надёжно
спрятанный от постороннего глаза кустами, оказался не заложен блоками. Я
полез на разведку. Действительно, пол в помещении, в которое я попал,
оказался примерно на метр ниже уровня земли во рве, подтверждая моё
предположение об отложениях песка и земли. Внутри я обнаружил справа
помещение, похожее на казарму, а слева лестницу вверх (к бойницам) и дальше
уходящий вниз в темноту ход. Поняв что тут есть что смотреть, я пригласил за
собой жену и тестя.

Сначала мы поднялись вверх по лестнице. Подниматься было тяжело так как
ступеньки были сильно засыпаны известняковой пылью, так что почти стали
гладкой горкой. Повернув сверху налево, лестница вывела нас в светлое
помещение с амбразурами, которые были видны снаружи над входами. Здесь мы
сфотографировались. Снимать я решил мыльницей потому как прикасаться такими
грязными и пыльными руками к моему любимому Зениту-212К мне абсолютно не
хотелось. Более того, не было у меня с собой и штатива чтобы снимать с
длинной выдержкой, и свечек чтобы организовать освещение подземелий, хотя
там можно было сделать очень красивые снимки, одна кладка чего стоила.

Помещение имело стены, выдолбленные из скалы. Однако своды потолков были
выложены из очень хорошо сохранившегося камня, по крайней мере состояние
этого камня было гораздо лучше чем у стен. Уходящий вниз ход был полностью
выдолблен в скале. Состояние хода прекрасное. Повсюду паутина, прямо как в
сказке в казематах дворца Кощея бессмертного.

Далее мы отправились вниз по ходу. Фонарик хорошо освещал метров на 50
вперёд. Спустившись в самую низкую точку хода, мы обнаружили другой ход,
уходивший влево вверх, в сторону основного форта, подо рвом, однако, решив
оставить самое интересное на потом мы отправились дальше, теперь уже вверх
по ходу. Этот путь привёл нас к другому, практически симметричному
помещению, с лестницей вверх к бойницам. Это были те бойницы, мимо которых
мы проходили по рву. Убедившись в том, что это тупик, мы спустились обратно
вниз и повернули в не обследованный нами проход. Этот ход сначала шёл
горизонтально, видимо подо рвом, затем поднялся вверх, повернул направо и
вышел в большой тоннель. Для начала мы решили пойти по тоннелю налево. Через
некоторое время мы набрели на железную решётку, в которой имелась
приоткрытая калитка. Протиснувшись через намертво приржавевшую калитку, мы
продолжили свой путь по тоннелю, через некоторое время выйдя на свет к
закрытым железным воротам. Через эти ворота было видно главные ворота форта
с обратной стороны. В принципе можно было и открыть эти ржавые железные
ворота поднажав, но я подумал что это не нужно, лучше пойти в обратную
сторону и исследовать остаток тоннеля. Пройдя мимо хода, из которого мы
вышли, я обратил внимание на вентиляционные шахты в потолке тоннеля,
большинство из которых были заделаны, а в некоторых виднелось небо. Под
ногами была потрескавшаяся грязь, видимо принесённая сточной водой. Далее
тоннель повернул направо (видимо это тот угол, где во рве были первые
бойницы и заложенные входы). После поворота мы увидели свет. Тоннель
заканчивался приоткрытыми старыми железными воротами, выходящими во двор
форта. Двор зарос травой, кустарниками и вьющимися растениями. Отсюда можно
было видеть большинство построек форта, было огромное количество металлома
разного происхождения и назначения. Слева были несколько больших сводов
непонятного назначения, справа небольшая конюшня с одним денником, наверное
для лошади главнокомандующего. Далее опять начинался тоннель. Здесь он резко
лестницей уходил вниз, видны следы стекавшей по лестнице сточной воды и
внизу огромное количество потрескавшейся грязи. Слой грязи тут был толстый,
судя по тому как низко были своды проходов в боковые помещения не менее
полуметра. В помещениях грязь была не потрескавшейся и казалась сырой,
посему я решил туда не соваться дабы не провалиться по колено. Метров через
50 туннель поворачивал направо а там огромный сводчатый зал с огромными
ржавыми пушками и теми самыми амбразурами которые я приметил ещё с мыса.
Пушки были огромного размера, на клёпанных станинах. Позднее на одном из
британских военно-исторических сайтов я нашёл информацию, что форт Делимара
был оборудован пушками типа RML Mark II калибра 12.5 дюймов. Действительно в
их дуло вполне пролезла бы моя голова. Так же там были мощные механизмы,
которые когда-то задраивали амбразуры массивными створками. Когда мы
фотографировались у пушки, я провалился в трещину в грязи по колено, но к
счастью грязь и в трещине была сухая и я не испачкался. После пушек тоннель
повернул и пошёл опять на подъём, грязь осталась внизу. Тут я почувствовал
слева ветер и повернувшись увидел глубоко внизу свет. Это был спуск к морю.
Вниз вела длинная лестница. Спускаться было опасно так как лестница была
сильно засыпана известняковой пылью видимо принесённой сюда ветром.
Спустившись вниз я понял что вода была метров на 5 ниже выхода. Высунувшись
я увидел песчаный пляж метрах в 100 левее вдоль берега. Далее тоннель вывел
нас к залу с ещё двумя пушками и бойницами. Этот зал был не затоплен грязью
и поворотные механизмы пушек были хорошо видны. По ним я понял что толщина
слоя грязи в первом зале была не менее метра. Здесь я сделал ещё несколько
снимков с пушками. После зала туннель пошёл опять вверх и вышел недалеко от
главных ворот, только с другой стороны.

С обоих сторон от ворот были входы в помещения с бойницами. В одном из этих
помещений были видны следы пожара. Выйдя опять во двор форта я сделал снимок
и поднялся по крутой лестнице чтобы обследовать небольшую башню, по всей
видимости смотровую. Она представляла из себя два помещения одно над другим.
Дальше вдоль обращённой к морю части форта я обнаружил два постамента от
пушек или зенитных орудий. Эти сооружения могли быть построены и позже, во
время Второй Мировой. Под ними, как собственно и под центральной башней были
входы в подземные сооружения, которые имели несколько помещений, видимо
склады боеприпасов, с остатками древних подъёмных механизмов. Во всех трёх
подземельях имелись замурованные известняковыми блоками проходы примерно
одинакового размера и формы. Интересно, куда они ведут, плохое место
замуровывать не стали бы. Инструмента для того чтобы крошить кладку у меня к
моему великому сожалению не было.

Здесь мы могли бы пройти через двор или приоткрыть железные ворота у
главного входа в форт, но я решил пройти весь путь обратно чтобы получше
рассмотреть тоннель, залы с пушками и сделать кое какие снимки. На обратном
пути мы зашли в подземные помещения рядом с пушками. Возможно это были
казармы или склады боеприпасов. Там я заметил круглую шахту диаметром
примерно 20 см, ведущую вверх к входу под башней. Дойдя до зала с пушками я
вылез через открытую бойницу и сфотографировал её снаружи.

В ров мы вылезли через тот самый лаз во внешней стене рва, через который
входили и после этого пошли дальше по рву. На следующем повороте мы заметили
ещё один комплект бойниц на внешней стороне рва с двумя замурованными
входами внизу. Странно, а туда ход не вёл, может я его не заметил?
Добравшись до обрыва моря мы увидели ещё одну выдолбленную в скале комнатку,
судя по всему склад рыбака, и пошли обратно.

Форт Рикасоли

К этому форту повёз нас тесть. В какой-то из частей форта вроде как
собираются снимать фильм «Юлий Цезарь». Построен (или перестроен)
англичанами в конце 19 века, по крайней мере об этом говорит надпись на
главных воротах. Главные ворота были естественно закрыты, и мы решили искать
альтернативный вход.

Оставив машину около ворот, мы, пройдя некоторое расстояние вдоль бастиона,
спустились вниз к морю. Там находятся развалины каких-то подсобные зданий и
причала. На этом причале несколько средневековых пушек зацементированы дулом
вниз чтобы к ним привязывать суда. Обследовав несколько зданий и ничего
интересного не обнаружив, мы пошли дальше между берегом моря и бастионами.
Через некоторое время я обнаружил вход в бастион. Войдя внутрь, мы
обнаружили большое помещение с остатками трансформаторов и каких-то ещё
электрических машин, а так же несколько подсобных помещений. Судя по всему
это была электрогенераторная станция. Странное расположение для источника
энергии, так легко доступно с моря для противника. В одном из помещений я
нашёл ведущую наверх каменную, круглую винтовую лестницу с круглым проёмом в
центре диаметром примерно метр. Поднявшись по этой лестнице, мы оказались в
комнате с выходом во двор форта. Дверь была стальная и была перекошена в
слегка приоткрытом состоянии. Однако, как мы ни ломились, открыть её нам не
удалось. Просунув руку в щель, я не обнаружил ничего подтыкавшего дверь,
видимо так сильно заржавели петли. Посмотрев в щель я увидел поросший травой
двор форта и ржавые остатки разных механизмов. Нам ничего не оставалось как
идти обратно.

Дальше море подходило вплотную к бастиону, тут был выход сточного канала. Не
исключено что по этому каналу можно пробраться в форт, но лезть в воду мне
абсолютно не хотелось. Я пробрался по стене вдоль канала и повернул за угол
стены. Здесь моему взору открылся волнорез, прикрывающий вход в Великую
Гавань. На конце волнореза маяк. С другой стороны гавани, от Валетты отходит
ответный волнорез, тоже заканчивающийся маяком. Однако, тот отделён от суши
проёмом, над которым был раньше мост. Мост разбомбили немцы во время Второй
Мировой, и до наших дней дожили только две перекорёженные гигантские трубы
средней опоры моста.

В стене бастиона я обнаружил маленькую стальную дверь. Дверь была очень
ржавая, но открылась достаточно просто. Внутри была небольшая комнатка с
древними дизельными двигателями, один из которых находился в разобранном
состоянии. Дизели были огромного размера, видимо корабельные и были
присоединены к каким-то гигантским механизмам. Внизу я увидел странно
падающий снизу свет, который как оказалось просачивался сквозь небольшие
отдушины в стене чуть выше пола. Очевидно механизмы когда-то тянули
проходящие через эти отдушины тросы. В углу комнаты стоял снятый с общей
станины небольшой двигатель, судя по всему бензиновый пускач для дизелей. У
дальней стены топливный бак. Выйдя из комнаты я приметил остатки ржавых
вагонеточных рельсов, уходящих вдоль волнореза к маяку. Интересно, что такое
тяжёлое было необходимо тянуть корабельными дизелями по этим рельсам?

С обратной стороны волнореза я увидел продолжение форта и даже какие-то
входы в бастион, но туда решил не идти так как всех остальных я оставил за
стоком. Решил обследовать маяк и возвращаться. Дверь маяка была заперта на
висячий замок. Однако, вернувшись немного по волнорезу и спустившись на
нижнюю площадку, я увидел ещё одну дверь. Замок на ней висел, но при
ближайшем рассмотрении мне тало ясно что душки у двери порезаны и замок
можно просто отодвинуть. Войдя внутрь мне стало несколько жутковато от
раздававшихся из недр подвала звуков. Отчаянно успокоив себя тем, что эти
звуки создают бьющиеся о стенки волнореза волны и акустика помещений их
искажает, я продолжил свой путь внутрь. Внутри было несколько помещений. В
одном из них, круглом помещении стоял ещё один древний полуразобранный
ржавый дизель и бензиновый пускач. Вокруг были системы и колёса для протяжки
тросов с отдушинами наружу. Эти отдушины и доносили искажённые звуки волн.
Интересно, что тянули эти механизмы? Войдя в одну из комнат, в которой свет
падал сверху, я понял что нахожусь под маяком. Вверх вела стальная лестница
в неплохом состоянии. Я решил подняться наверх. На половине пути была та
самая закрытая дверь маяка, оказывается ещё и подпёртая изнутри. Добравшись
до верху, я высунул голову, осмотрелся и полез обратно вниз. По мере спуска
жуткие звуки были слышны всё сильнее и несмотря на то, что я знал точно что
их издаёт и что они не представляют никакой опасности, меня всё равно опять
охватил ужас. Поддавшись эмоциям, я поспешил покинуть помещение.

Считать попытку пробраться в форт неудачной пожалуй пока рано так как не
была обследована другая сторона. Однако, мы решили перед повторной попыткой
посетить находящийся по соседству форт Ринелла. Этот форт реставрируется и
является музеем. В нём находится 100 тонная пушка. Побродив по увешанным
табличками подземельям с подробными инструкциями чего делать нельзя и куда
нельзя ходить и куда можно, не получив никаких впечатлений, но заплатив за
вход мы решили вернуться к форту Рикасоли.

С обратной стороны форта Рикасоли должны находиться декорации к фильму Юлий
Цезарь. К ним мы и подобрались. У ворот съёмочной площадки стояла охрана,
однако площадка занимает только незначительную часть форта и недалеко от
ворот можно свободно пройти в ров и в сторону моря. Оценив это как большое
поле для обследования и прикинув своё уже утомлённое состояние мы решил
отложить это на другой раз и повернули в сторону дома.

mzma.net

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ