Мальта для всех!
Malta
Мальта
МальтаВсё о МальтеЕздить

Автобусы

Мы недаром решили вынести этот вид транспорта в отдельный раздел. Дело в том, что местные автобусы – это объект поклонения всех мальтийцев, причём туристы через несколько дней своего проживания на островах тоже незаметно втягиваются в это идолопоклонничество. Предпосылок для этого хоть отбавляй! Во-первых, маленькие модели автобусов и майки с их изображением выставлены во всех лавках и сувенирных магазинах, так что культ создаётся сразу. Во-вторых, автобус – это самый демократичный вид транспорта на Мальте, в связи с чем подавляющее большинство туристов пользуется им по полной программе. Ну и, наконец, своеобразный "шарм" в оформлении мальтийских автобусов делает их достойными пера и камня – снаружи каждая машина разукрашена неповторимыми рисунками (всякие цветочки, загогулинки и прочая стереотипщина), а внутри с любовью обставлена водителем в духе его увлечений (как правило это футбол и/или Иисус Христос и Дева Мария).

Билеты обычно продаются водителем прямо при входе в салон, но иногда (в основном на конечных остановках) это делает кондуктор. Обещают вот-вот оснастить все автобусы билетными кассами – чтобы не отвлекать водителей. Есть и такое понятие, как контролеры – не спешите съедать счастливый билетик, его могут попросить для проверки. Все автобусы на Мальте – однодверные, причём эта единственная дверь никогда не закрывается, а зачастую она просто отсутствует. Все остановки (кроме конечных ;) – по требованию, но если кто-то стоит на ней в ожидании автобуса, то водитель, как правило, остановится без дополнительных голосований. А если Вам надо выходить – то в каждом салоне существует оригинальная "система оповещения водителя" – либо по потолку протянута верёвка, соединённая с колокольчиком, либо вдоль окон расставлены кнопочки – в любом случае, перед тем как выйти, следует дёрнуть или нажать, чтобы водитель понял, что надо притормозить... ;)

Парк машин включает как относительно современные экземпляры, так и лихое наследие 40-х годов (без преувеличения, автобусы тех лет действительно ещё вовсю бороздят дороги острова). Это связано с тем, что профессия водителя вместе с самим транспортным средством, выкупленным в собственность, в мальтийских семьях передается по наследству. В настоящий момент по Мальте курсируют 508 желтых рейсовых автобусов с номерами от DBY 300 до BDY 470, от EBY 471 до EBY 640 и от FBY 641 до FBY 807 (на Гозо – 78 серых). Все они находятся в частном владении, причем многими управляют непосредственно их собственники, а не наемные шоферы. Некоторые автобусы, до сих пор перевозящие пассажиров, стали почти музейными экспонатами с полувековой славной историей за плечами. Отдельные, до сих пор действующие гозитанские монстры, были в свое время переделаны из военной техники времен Второй мировой.

На Гозо во время войны было всего 14 автобусов, причем каждый был выкрашен в свой цвет, соответствующий определенному маршруту. Автобусы других цветов не имели права осуществлять перевозки не по "своей" ветке – так называемая "цветовая" схема движения была утверждена в 1938 году. В 1955 году схему несколько реформировали (были переопределены как цвета, так и сами маршруты – их число для обоих больших островов стало равным 21), а в 1975 все автобусы унифицировали, перекрасив все до одного в зелёный цвет и стали различать их только по номерам. Но, если Вы сегодня попадёте на Мальту, то не увидите этой зелени, ибо в настоящее время её сменила хитрая смесь жёлтого и оранжевого цветов (см. фотографию в самом низу), что, на наш скромный взгляд, тоже совсем неплохо. Произошло это уже в середине 90-х, так что много фотографий последних лет ещё несут отпечаток зелёного наследия. Загляните хотя бы сюда – вы обнаружите трогательное замечание на эту тему. А на Гозо все автобусы серые, с красной полосой.

Движение на обоих островах организовано "из одной точки", то есть на Мальте конечная остановка для подавляющего большинства маршрутов – это терминал при входе в Валлетту (построен в конце 50-х годов), а на Гозо – терминал в Виктории. Таким образом, если Вы захотите переместиться на автобусе из Мдины в аэропорт, то Вам придётся сделать здоровый крюк (80 или 81 номер до Валлетты, а оттуда 8 или 39 – до аэропорта). Конечно, существует несколько маршрутов, соединяющих отдельные пункты напрямую, но их мало, ходят они редко и билет там стоит в 3 раза дороже. Кстати, о ценах на билеты. В зависимости от зоны следования с Вас возьмут (если Вы не гражданин Мальты – для них скидки) от 20 до 25 центов. Спецмаршрут (см. выше) обойдётся в 50.

Последний раз повышение цен произошло в январе 2005 года, а до этого – в сентябре 1999-го. Этим событиям предшествовали горячие дискуссии в обществе и прессе. Против были все. Прежде всего потому, что культура обслуживания в автобусах по-прежнему оставляет желать лучшего, и сдвигов в этом направлении нет (и не предвидится).

Вот некоторые образцы автобусных билетов "из прежней жизни" – до подорожания 1999 года:

В качестве лёгкого эпилога к этому рассказу приведём сводную таблицу маршрутов мальтийских (не гозитанских) автобусов. А более подробную информацию о расстояних между городами Мальты и Гозо и способах проезда до них можно почерпнуть в разделе Расстояния.


НомерКонечная 1Конечная 2
1 VALLETTA VITTORIOSA через Verdala
2 VALLETTA VITTORIOSA через Tal-Hawli
3 VALLETTA SENGLEA
4 VALLETTA VITTORIOSA
6 VALLETTA VITTORIOSA
8 VALLETTA GUDJA
11 VALLETTA BIRZEBBUGA
13 VALLETTA BIRZEBBUGA через Hal Far
15 VALLETTA BIRZEBBUGA через SANTA LUCIA
18 VALLETTA ZABBAR
19 VALLETTA MARSASCALA через ZABBAR
20 VALLETTA MARSASCALA чер>зMBypass
21 VALLETTA XGHAJRA через ZABBAR
26 VALLETTA ZEJTUN
27 VALLETTA MARSAXLOKK через ZEJTUN
32 VALLETTA ZURRIEQ
34 VALLETTA ZURRIEQ
35 VALLETTA QRENDI
40 VALLETTA ATTARD
41 VALLETTA SAN GWANN (Ta' Zwejt)
42 VALLETTA BIRKIRKARA
43 VALLETTA MELLIEHA
44 VALLETTA GHADIRA BAY
45 VALLETTA CIRKEWWA Gozo Ferry
47 VALLETTA GOLDEN BAY через Mgarr
52 VALLETTA GOLDEN BAY через St.Paul's Bay
48 BUGIBBA CIRKEWWA
49 BUGIBBA VALLETTA
49 BUGIBBA VALLETTA через Mosta, B'Kara, Hamrun LATE SERVICE
50 VALLETTA ARMIER BAY
51 BUGIBBA GOLDEN BAY
53 MOSTA VALLETTA
55 VALLETTA NAXXAR
56 VALLETTA GHARGHUR через Naxxar & Mosta
57 VALLETTA BUGIBBA через Mosta – Santa Margerita
58 VALLETTA MOSTA
60 VALLETTA SLIEMA (Savoy)
61 SLIEMA (Ferry) VALLETTA
62 PACEVILLE MSIDA – PACEVILLE
63 VALLETTA SLIEMA (Tigne`)
64 VALLETTA SWIEQI
65 SLIEMA RABAT
67 VALLETTA ST.ANDREWS
671 VALLETTA PEMBROKE
68 VALLETTA BAHAR IC-CAGHAQ
69 VALLETTA UNIVERSITY (Tal-Qroqq)
70 BUGIBBA SLIEMA через Paceville
470 BUGIBBA SLIEMA через Paceville
71 VALLETTA BIRKIRKARA (Stazzjon)
75 BUGIBBA VALLETTA через St.Luke's Hospital
75 MELLIEHA VALLETTA через St.Luke's Hospital
80 VALLETTA RABAT
81 VALLETTA DINGLI
86 BUGIBBA RABAT
88 VALLETTA ZEBBUG
89 VALLETTA SIGGIEWI
91 VALLETTA QORMI (San Gorg)
98 VALLETTA CIRCULAR SERVICE
427 BUGIBBA MARSAXLOKK
627 SLIEMA (Ferry) MARSAXLOKK
645 SLIEMA (Ferry) CIRKEWWA Gozo Ferry
652 SLIEMA GOLDEN BAY через BUGIBBA
114 MQABBA BIRZEBBUGA
116 MARSASCALA TARXIEN

Мальта



Rambler's Top100

© Мальта для всех 1998-2016
При перепечатке ссылайтесь на нас, пожалуйста!
RSS